Электронные вейпы могут влиять на ДНК

, медицинский редактор
Последняя редакция: 16.10.2021

19 января 2018, 09:00

Исследовательский проект, запущенный в одном из американских университетов, привел специалистов к неожиданному открытию. Обнаружилось, что электронные вейпы могут вмешиваться в систему ДНК.

Вейпинг уже давно вызывает неоднозначные споры вокруг себя: одни специалисты утверждают, что вейп взрывоопасен, другие – что вейпы выделяют канцерогенные вещества, способные ухудшать качества слизистых тканей и даже приводить к развитию раковых опухолей. Таким образом, вейпинг приобрел, как сторонников, так и противников. Однако результаты нового исследовательского проекта действительно ошарашили всех представителей науки: вейп способен разрушать человеческую систему ДНК.

В ходе исследовательской работы ученые смоделировали микрофлюидную человеческую систему. Такая разновидность 3D-моделирования позволила визуализировать механизм влияния химического агента на биологические полимеры. Смоделированная система поддавалась воздействию паров от электронного вейпа. Ответная реакция регистрировалась специфическими улавливающими детекторами. Как рассказали ученые, по ходу исследовательской работы они использовали никотиносодержащую жидкость, и жидкость без никотина – для электронного курения.

По окончанию исследования обнаружилось, что химические агенты подвергались растворению в жидкости, и после определенных химических процессов формировались продукты, способные оказывать воздействие на систему ДНК.

Похожий эксперимент уже был поставлен несколько раньше – о нем было подробно рассказано в Chemical Research in Toxicology. В ходе него специалисты определили, что действие электронного пара способно активировать гены в легочной системе, которые не имеют отношения к окислительным процессам. Однако тогда же было выяснено, что электронная жидкость приносит меньше вреда, чем табак.

В прошлом году специалисты из British American Tobacco установили, что вейпы не вмешиваются в человеческую ДНК, чего нельзя сказать о разрушительном дыме обыкновенной сигареты.

На протяжении исследовательской работы ученые использовали аналитическую методику uH2AX, которая дает возможность регистрировать двойное повреждение системы генов. Повреждение двухцепочного кода генов чаще всего провоцирует возникновение раковых клеточных структур.

Для обеспечения химического процесса ученые применили электронную жидкость с повышенным уровнем никотина (6 мг на мл), а также табак. Они определили, что пар не разрушает ДНК, чего нельзя сказать о курении обычного табака.

Такое исследование не было единственным: в 2015 году специалисты пришли к абсолютно другим выводам, однако они применяли никотиновую концентрацию 100 мг на мл, а воздействие на клетки проводилось непрерывно от 2-х суток до 2-х месяцев.

Пока что можно с уверенностью утверждать одно: вейпинг не исследован досконально, и, учитывая в корне разные результаты исследований, нельзя точно заверять в безопасности метода. Возможно, производство вейпов просто приносит кому-то выгоду?

Подробные результаты исследования были опубликованы в научном журнале ACS Sensors.

trusted-source[1], [2], [3], [4], [5], [6]