Электронные сигареты более вредны, чем предполагалось ранее

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 12.03.2022

20 октября 2021, 18:00

По информации, озвученной учеными из Университета Джона Хопкинса, в жидкостях для электронных сигарет присутствует множество неизученных химических компонентов, в том числе химикаты промышленного происхождения. Это первая работа, в которой специалисты попытались идентифицировать химические вещества, входящие в состав аэрозолей, и определить возможные риски курящих людей. Результаты оказались более чем настораживающими, ведь обнаруженные неизвестные компоненты могут привести к самым непредсказуемым последствиям для здоровья.

Ранее уже проводилось множество исследований, целью которых было сравнение электронных и традиционных сигарет: действительно, вейпы в этом плане немного выигрывали, так как содержали меньшее количество загрязняющих смол. Однако мало обращалось внимания на то, что в жидкостях для электронных аналогов присутствует масса неизученных компонентов, представляющих неизвестные и непрогнозируемые риски для здоровья. В своей новой работе ученые попытались оценить весь перечень химического состава и в паровых жидкостях, и в аэрозолях.

Специалисты задействовали методику химической дактилоскопии, суть которой заключается в жидкостной хроматографии и высокоразрешающей масс-спектрометрии. Эта технология ранее использовалась для оценки химического состава сточных вод, биологических жидкостей и пищевых продуктов. Исследователи протестировали четыре наиболее распространенных вейпинговых продукта, такие как JUUL, Blu, Mi-salt и Vuse.

В итоге было выявлено несколько тысяч неидентифицированных компонентов и их соединений, а также вещества, которые обычно образуются в процессе сгорания, хотя при формировании пара их быть не должно. Традиционные сигареты при этом содержат подобные конденсированные токсичные углеводороды.

«Одно из якобы преимуществ вейпа – это работа устройства при относительно низкой температуре, не предполагающей горение. Это должно делать его безопасней, нежели обычное табакокурение», - объяснила соавтор эксперимента, доктор Мина Тегерани, представитель Школы Общественного Здравоохранения. Тем не менее, специалисты обнаружили более двух тысяч неизвестных химических веществ, идентифицировали шесть потенциально опасных компонентов. Удивление ученых вызвало выявление в аэрозолях кофеиновых стимуляторов, которые могли присутствовать только в жидкостях, содержащих кофейные и шоколадные ароматизаторы, однако обнаруживались в половине исследуемых продуктов.

Исследователи отмечают, что электронные сигареты не так уж безобидны, как могло бы казаться. «Пользователи должны быть осведомлены о том, какая смесь химических веществ попадает к ним в дыхательную систему. При этом мы даже не представляем, о каких компонентах идет речь в подавляющем большинстве случаев», - указал один из руководителей работы доктор Карстен Прассе. Не исключено, что электронное курение – не меньшее зло, чем традиционные сигареты.

Итоги исследования были опубликованы на странице Chemical Research in Toxicology.