Болезнью Альцгеймера можно заразиться

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 28.11.2021

01 октября 2015, 09:00

15 лет назад от болезни Крейтцфельдта–Якоба (коровье бешенство) умерло 8 человек, изучая эти случаи группа британских ученых предположила, причины Альцгеймера могут быть связаны с попаданием в организм бета-амилоидов, которые разрушают клетки головного мозга.

Ученые установили, что развитие Альцгеймера провоцирует скопление бета-амилоидных белков в клетках головного мозга. Образование бета-амилоида из участков белка АРР, который необходим для восстановления клеток головного мозга и нейронных связей. Сбои в работе АРР приводят к образованию бляшек бета-амилоидных белков и отмиранию клеток.

Группа ученых из Великобритании во главе с Себастьяном Брэнднером практически случайным образом раскрыла возможные причины болезни Альцгеймера, целью ученых было установить истинные причины, повлекшие смерть 8 человек более 10 лет назад. Заболевание развивается у людей самопроизвольно, из-за появления в нервных клетках «неправильных» белков – прионов (с искривленной структурой), нарушающих работу белков, что влечет за собой отмирание клеток головного мозга. Заражение коровьим бешенством происходит при употреблении в пищу головного мозга больного животного или после лечения зараженными препаратами.

Брэнднер со своими коллегами изучал случаи заражения коровьим бешенством, как оказалось, в Британии с конца 50-х годов низкорослым детям вводили гормоны роста, которые извлекались из гипофиза мертвых людей. Почти через 30 лет данную медицинскую программу свернули, так как по некоторым данным лечение вызывало впоследствии коровье бешенство.

Также эксперты изучили нервную ткань головного мозга восьми человек, которым вводили зараженный соматотропин, в результате выяснили, что в нервных тканях, помимо прионов, содержались бета-амилоидные белки (у 6 из 8 человек). Максимальное количество патогенных белков ученые выявили внутри гипофиза.

Исследователи вспомнили результаты прошлых работ, которые проводились с грызунами и макаками. В ходе работы подопытным животным вводили бета-амилоидные белки (в незначительных дозах) в разные части тела и в результате установили, что независимо от области проникновения в организм белков, это может вызвать болезнь Альцгеймера (даже если белки проникали в ткани, находящиеся вдали от головного мозга).

На данном этапе ученые не могут провести опыты с животными и подтвердить факт, что заражение болезнью Альцгеймера возможно. В первую очередь это связано с запретом работы с соматотропином из-за этических проблем и уничтожения большей части запасов.

В журнале, где была опубликована статья группы Брэнднера, отметили, что данное открытие является крайне важным и имеет глобальные последствия. Поэтому уже ряд специалистов изъявил желание помочь исследовательской группе Брэнднера и изучить другие случаи смерти от коровьего бешенства людей, получавших в детстве соматотропин. Если предположения Брэнднера и его команды подтвердят другие специалисты, то потребуются новые стандарты качества лекарств и обработки инструментов для предотвращения передачи бета-амилоидов.

trusted-source[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10]