Аутизм: названа новая причина заболевания

19 декабря 2016, 09:00

Раньше причинами детского аутизма считались различные нарушения во время родов, травмы головы, инфекционные заболевания. Кроме этого, выдвигались гипотезы относительно врожденного нарушения мозговой функции, или даже психического расстройства. Однако известные испанские, японские и канадские специалисты, представляющие Университет Торонто, научно доказали, что каждый третий случай заболевания связан с острой нехваткой определенного протеина в человеческом мозге. Результаты исследований были опубликованы в периодическом издании Molecular Cell.

Данная группа экспертов уже проводила подобные исследования, в ходе которых было обнаружено, что у людей, страдающих аутизмом, уровень протеина nSR100 (другое название – SRRM4) значительно понижен. Однако прямого доказательства связи протеина и развития аутизма в то время получено не было.

Дело в том, что нормальная работоспособность мозговых структур напрямую зависит от слаженной функции ряда белковых комплексов. Например, белковое соединение nSR 100 ответственно за качество мозговых реакций и осуществление контроля над действиями человека. У пациентов с диагнозом «аутизм» во многих случаях специалисты обнаружили явный недостаток данного белкового соединения.

Дополнительно ученые провели цепь исследований на животных, и в частности, на грызунах. Суть эксперимента была такова: мозг мышей был искусственно лишен указанного белкового соединения. В итоге у грызунов начали проявляться типичные признаки аутизма: поведение мышей изменилось кардинально, они стали избегать общения друг с другом, замыкались и прятались от шума – то есть, стали социально чувствительными.

«Несколько раньше мы уже высказывали предположение, что имеется определенная связь между пониженным содержанием nSR 100 и развитием аутизма. Но теперь мы обрели возможность доказать это: и действительно, низкий процент протеина может стать причиной патологии, и это очень важное открытие. Уже при понижении уровня белкового соединения наполовину, мы смогли наблюдать появление характерных для аутизма симптомов», - высказалась о научной работе доктор молекулярной генетики Сабин Кордес, представляющая научно-исследовательский институт Люненфельда-Таненбаума.

«Основная польза нашей работы состоит в том, что полученные результаты могут в корне изменить подход к лечению заболевания, а также объяснить влияние других этиологических факторов на биологию нервной системы», - подводит итог один из исследователей и авторов открытия Бенджамин Бленкоу, который является профессором Университета Торонто.

Ранее в Америке уже проводились подобные исследования, но они не были связаны с анализом белкового состава и оценкой регулировки альтернативного сплайсинга – реакции кодирования белков одним геном. Тогда ученые предполагали, что аутизм может быть связан с воздействием ультразвука во время прохождения женщиной УЗИ в первом триместре беременности. Следует заметить: в то время специалистам не удалось установить взаимосвязь между возникновением аутизма и воздействием ультразвуковой диагностики.

Важно знать!