^

Здоровье

A
A
A

Расстройство рецептивной речи: причины, симптомы, диагностика

Расстройство рецептивной речи - одна из форм специфического нарушения развития речи и языка, при котором понимание речи при сохранном физическом слухе заметно ниже уровня, соответствующего умственному развитию ребёнка.

Синоним: смешанное расстройство экспрессивной/импрессивной речи.

Код по МКБ-10

F80.2 Расстройство рецептивной речи.

Что вызывает расстройства рецептивной речи?

Причина расстройства неизвестна. У больных обнаруживают множественные признаки корковой недостаточности. Основная поражённая зона мозга - височная доля доминантного полушария.

Симптомы расстройства рецептивной речи

Ранние признаки расстройства - неспособность реагировать на знакомые названия в отсутствие невербальных реплик. Тяжёлые формы расстройства обращают на себя внимание уже к двум годам, когда ребёнок неспособен следовать простым инструкциям. У детей не формируется фонематическое восприятие, не дифференцируются фонемы, не воспринимается слово как целое. Ребёнок слышит, но не понимает обращенную к нему речь. Внешне они напоминают глухих детей, но в отличие от них адекватно реагируют на невербальные слуховые раздражители. Они обнаруживают способность к социальному взаимодействию. могут вступать в ролевые игры, в ограниченном объёме использовать язык жестов. Обычно подобный уровень расстройства рецептивной речи определяют как сенсорную алалию. При сенсорной алалии не формируется связь между словом и предметом, словом и действием. Результат этого - задержка психического и интеллектуального развития. В чистом виде сенсорную алалию встречают достаточно редко.

При данном виде расстройства довольно часто отмечают билатеральные отклонения на ЭЭГ. При данном варианте наиболее часто отмечают сопутствующие эмоциональные и поведенческие расстройства (повышенный уровень тревожности, социальные фобии, гиперактивность и невнимательность).

Дифференциальная диагностика расстройств рецептивной речи

Дифференциацию от вторичных расстройств, обусловленных глухотой, базируют на данных аудиометрического исследования и наличии качественных признаков патологии речи.

Дифференциацию от приобретённой афазии или дисфазии, обусловленны неврологической патологией, основывают на констатации периода нормальног речевого развития до травмы или других экзогенно-органических воздействие манифестации эндогенного органического процесса. В сомнительных случая для проведения дифференциальной диагностики и установления анатомическог очага поражения используют инструментальные методы (ЭЭГ, ЭхоЭГ, МРТ голов ного мозга, КТ головного мозга).

Дифференциацию с общими расстройствами развития базируют на таких при знаках, как отсутствие у детей с общим расстройством развития внутреннего язык; воображаемой игры, неадекватное применение жестов, нарушения в невербальной сфере интеллекта и др.

Дифференциацию с детским аутизмом строят на отсутствии качественных расстройств социального взаимодействия.

Важно знать!

Нарушения речи у малышей 1-3 лет чаще всего не вызывают у родителей особого беспокойства. Пропуск звуков в словах, неправильное или нечеткое произношение согласных, прерывистая речь до поры до времени кажется даже забавным.

Читать далее...

Последняя редакция: Алексей Портнов, медицинский эксперт, от 25.06.2018
!
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщите нам об ошибке в этом тексте:
Просто нажмите кнопку "Отправить отчет" для отправки нам уведомления. Так же Вы можете добавить комментарий.