^

Здоровье

A
A
A

Расстройства чтения: причины, симптомы, диагностика, лечение

 
Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 18.10.2021
 
Fact-checked
х

Весь контент Web2Health проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

 

Чтение - сложный процесс, в котором можно выделить моторный, перцептуальный, когнитивный и лингвистический аспекты. Чтение невозможно без способности различать лексические образы (буквы) и трансформировать их в фонетические (звуковые) образы, улавливать синтаксический строй фраз и предложений, распознавать семантическое значение слов и предложений, а также без адекватной кратковременной памяти. Расстройство чтения может быть частью более общего расстройства развития речи или более специфическим нарушением, не сопровождающимся какими-либо другими речевыми нарушениями. Существует тесная связь между навыками чтения, решения математических задач и состоянием устной речи. У детей с расстройствами чтения чаще наблюдаются нарушения артикуляции и наоборот. Дети, не способные читать, испытывают трудности и при построении беседы.

Дефект, свойственный расстройствам чтения, может сказываться в течение всей жизни человека. Трудности при чтении сохраняются даже в зрелом возрасте (особенно у мужчин). Повзрослев, лица с расстройством чтения все равно читают и произносят медленнее, чем их сверстники, они реже получают высшее образование. Тем не менее при раннем распознавании и при обучении по специальным образовательным программам возможна компенсация дефекта. Удивительно много людей искусства, знаменитых мастеров, занимающихся ручной работой, и даже писателей (например, Ганс Христиан Андерсен и Постав Флобер) страдали расстройствами чтения.

trusted-source[1], [2], [3], [4], [5]

Патогенез расстройств чтения

Нарушение нейрофизиологических процессов. Согласно современным представлениям, расстройство чтения связано с недоразвитием базисных языковых способностей, а не с нарушениями восприятия и когнитивных функций. Обучение чтению возможно благодаря формированию двух систем: во-первых, лексической (системы зрительных образов) и, во-вторых, фонологической (системы слуховых образов) для незнакомых слов. У детей с расстройством чтения затруднен переход от одной системы к другой. В результате происходит разобщение между собственно чтением и пониманием смысла прочитанного. При расстройстве чтения возможны три варианта нарушения нейрофизиологических процессов.

  1. Нарушается способность декодирования информации, но понимание остается сохранным.
  2. Декодирование сохранно, но нарушено понимание (гиперлексия).
  3. Страдают и декодирование, и понимание.

У большинства учеников с расстройством чтения нарушена способность к быстрому автоматическому декодированию, при этом чтение про себя может быть более сохранным, чем чтение вслух. Поскольку устная речь базируется на распознавании слов, она столь же часто бывает нарушена. Исследования зрительных вызванных потенциалов указывают на патологию перцептивных процессов у больных с расстройствами чтения, например, неспособность зрительных кругов обеспечить адекватное временное разрешение. Полагают, что магноцеллюлярная система, включающая сетчатку, латеральные коленчатые тела, первичную зрительную кору, слишком медленно перерабатывает зрительную информацию, поэтому слова могут расплываться, сливаться или «выпрыгивать» со страницы. Взгляд может «срываться» со строки, что ведет к пропуску слов, затрудняет понимание текста и требует его повторного прочтения. Расстройства зрительного восприятия могут также затруднять общение с другими людьми, заставляя человека полагаться на контекст, повторение, выражение лица, чтобы понять смысл происходящего.

Генетика

Исследования свидетельствуют о значительном накоплении в отдельных семьях случаев расстройств чтения и высоком уровне конкордатности у однояйцевых близнецов. Хотя для расстройств чтения предложена модель моногенного наследования с модификацией под влиянием внешних факторов, скорее всего они представляют собой генетически гетерогенное состояние.

Нейроанатомические данные

Расстройства чтения, возможно, связаны с патологией развития определенных отделов мозга и нарушением формирования межполушарной асимметрии. У части больных выявлено отсутствие нормальной асимметрии верхней поверхности височной доли (planum tempo rale), что может нарушать формирование навыков письма и устной речи. Эта находка была подтверждена и при МРТ, выявившей отсутствие нормальной асимметрии этой области. Подобное отсутствие нормальной асимметрии отмечено и в задних отделах мозга. В других исследованиях выявлена связь фонологических аспектов расстройств чтения с врожденными аномалиями мозолистого тела. Методы функциональной нейровизуализации также дают важную информацию о патогенезе расстройств чтения у детей. Например, они выявляют более низкую, чем в норме, активацию лобных долей при выполнении тестов, требующих значительной концентрации внимания. ПЭТ выявила у мальчиков с расстройством чтения изменение перфузии в левой височно-теменной области.

У части больных выявляются небольшие корковые мальформации, например, множественные глиальные рубцы в коре, окружающей сильвиеву борозду, эктопические нейроны, что, вероятно, отражает нарушение процессов миграции корковых нейронов. Эти аномалии могут возникать во внутриутробном или раннем послеродовом периодах.

Диагностические критерии расстройства чтения

  • А. Умение читать (определяемое индивидуальным тестированием с применением стандартизированных тестов на точность чтения и понимание прочитанного) существенно ниже, чем можно ожидать исходя из возраста данного человека, выявленного уровня интеллекта и соответствующего возрасту образования.
  • Б. Расстройство, указанное в критерии А, значительно нарушает академическую успеваемость или поведенческую деятельность, требующую навыков чтения.
  • В. При нарушении функции органов чувств трудности чтения должны превышать тот уровень, который может быть связан с этими нарушениями.

trusted-source[6], [7], [8], [9]

Лечение расстройств чтения

Немедикаментозное лечение

Лечение расстройств чтения основаны, главным образом, на использовании немедикаментозных методов. Все виды расстройств чтения требуют строго индивидуальной специальной образовательной программы, основанной на оценке нейропсихологического профиля больного, его сильных и слабых сторон. Применяющиеся методики позволяют задействовать сохранные когнитивные функции и возможности концептуального мышления через различные сенсорные модальности. Важно учитывать, что расстройства чтения часто сопровождаются более системными речевыми расстройствами. Применяют специальные корректирующие методики, чтение вслух, развитие письменной речи. Разработаны различные методики развития навыков чтения, однако ни одна из них не имеет явных преимуществ перед другими.

Одним из наиболее часто используемых методов лечения является синтетический алфавитный мультисенсорный подход, называемый методом Ортона-Гиллингама (Orton - Gillingham). У ученика вырабатываются ассоциативные связи между буквами и звуками, вовлекающие слуховые, зрительные, моторные аспекты устной и письменной речи. Как только удается выработать навыки чтения и написания основных слов, предпринимаются попытки конструировать из них предложения. Обучение чтению и письму происходит параллельно с расширением речевой практики - с тем, чтобы «привязать» более слабые навыки к более сильным. Развивают также навыки экспрессивной речи и обучения. Применение новой микрокомпьютерной программы принесло многообещающие результаты у детей с расстройством речи, улучшив распознавание слов и навыки декодирования.

Школьная атмосфера может существенно облегчить трудности, связанные с этой патологией. Во-первых, следует уточнить степень требуемого вмешательства. В зависимости от тяжести расстройства, ученик может заниматься в обычном классе (при некоторой индивидуальной работе), нуждаться в ежедневных индивидуальных занятиях, занятиях в специальном классе или должен посещать специальную школу для детей с расстройствами обучения. Если ребенок занимается в обычном классе, то необходимо выделять дополнительное время для письменных заданий, корректировать ошибки произношения (не привлекая внимания одноклассников), предоставлять возможность сдавать экзамены устно, при необходимости освобождать от обучения иностранным языкам. Следует развивать компенсаторные навыки (например, умение пользовать компьютерными программами), таланты, хобби, различные формы досуга - с тем чтобы поднять самооценку и сблизить ребенка со сверстниками. Подросткам важно помогать в планировании каникул, развивать у них навыки независимости.

Школа должна защищать ученика от негативных ярлыков и оскорблений. Учителя и родители должны вовремя распознавать признаки вторичной депрессии, тревоги, чувства неполноценности, которые требуют индивидуальной, групповой или семейной психотерапии. Неумение организовать свою деятельность, низкая самооценка, эмоциональная лабильность, неразвитые навыки общения, характерные для больных с нарушениями обучения, требуют специальной коррекции. Важно учесть, что внутри семьи больной с нарушением обучения может страдать от конкуренции с более успешными братьями или сестрами или от насмешек со стороны младших братьев и сестер.

Многим родителям, испытывающим разочарование, беспокойство или чувство вины, необходима поддержка со стороны врача и психологическая помощь. Врач должен взять на себя обязанности адвоката больного ребенка в его взаимоотношениях со школьной системой. В более старшем возрасте можно воспользоваться специальными программами в системе высшего образования. Полезна деятельность общественных групп, объединяющих родителей и отстаивающих интересы больных. В ряде изданий отражены юридические аспекты, связанные с данными расстройствами.

Ноотропы - отдельный фармакологический класс, объединяющий средства, усиливающие познавательные функции. Ноотропы могут быть полезны в лечении когнитивных расстройств, в том числе расстройств обучения и внимания, синдромов, связанных с органическими поражениями мозга, умственной отсталости. Вместе с тем следует отметить, что сторонники применения ноотропов часто делают излишне оптимистические заявления об эффективности этих препаратов. В связи с этим врач должен стремиться оградить больного и его семью от научно не обоснованных рекомендаций. Один из препаратов, который, возможно, оказывает некоторое терапевтическое действие, - пирацетам. Проводились исследования и различных аналогов пирацетама, например, примерацетама, однако четких доказательств их эффективности получено не было, и ни один из них не разрешен к применению у человека. Некоторые средства, используемые у взрослых для лечения нарушений памяти (например, гидергин), не оказали сколько-нибудь значимого влияния на когнитивные функции у детей. В настоящее время нет доказательств, что какая-либо специальная диета, большие дозы витаминов (мегавитамины), микроэлементы, раздельное питание эффективны в лечении расстройств обучения или позволяют усилить когнитивные функции.

Фармакотерапия коморбидных расстройств

Важно проводить лечение не только первичных расстройств обучения, но и коморбидных расстройств. Хотя психостимуляторы привели к краткосрочному улучшению у детей с расстройством чтения и дефицитом внимания с гиперактивностью, они оказались неэффективными при лечении изолированного расстройства чтения. Тем не менее отмечено, что психостимуляторы способны улучшать письмо у детей с расстройством обучения и коморбидным дефиците внимания с гиперактивностью. При коморбидном тревожном расстройстве или вторичной тревоге, вызванной расстройством обучения, применялись анксиолитики, однако к существенному улучшению они не привели.

Пирацетам. Пирацетам - 2-оксо-1-пирролидинацетамид - применяют с целью воздействия на первичный дефект, лежащий в основе расстройства чтения. Хотя первоначально препарат создавался как аналог ГАМК и предназначался для лечения укачивания, его нельзя отнести к агонистам или антагонистам ГАМК-рецепторов. Показано, что пирацетам способен снижать уровень ацетилхолина в гиппокампе, изменять содержание норадреналина в мозге, непосредственно влиять на метаболические процессы, приводя к повышению содержания АТФ. Но имеют ли эти эффекты отношение к терапевтическому действию препарата - остается неясным. Пирацетам препятствует развитию постгипоксической амнезии. Таким образом, его действие на память может быть связано с усилением снабжения тканей кислородом. Есть также данные, указывающие, что пирацетам может облегчать обмен информацией между большими полушариями через мозолистое тело. Исследование эффекта пирацетама у взрослых с расстройством чтения показало, что он улучшает вербальное обучение. Как показывает исследование зрительных вызванных потенциалов, пирацетам облегчает процесс переработки зрительных речевых стимулов в левой теменной коре. По данным многоцентрового исследования, продолжавшегося 1 год, пирацетам у больных с расстройством чтения улучшал состояние вербальных когнитивных функций (что подтверждалось не только нейропсихологическими, а и нейрофизиологическими методами - с помощью анализа потенциалов, связанных с событиями), но при этом не оказывал существенного влияния на невербальные когнитивные функции. Другое исследование, в которое были включены 257 мальчиков с расстройствами чтения, показало, что пирацетам увеличивает скорость чтения, но не влияет на точность чтения или понимание прочитанного. Однако еще в одном, более длинном многоцентровом исследовании пирацетам привел к некоторому улучшению чтения вслух, хотя и не оказал влияния на скорость чтения и обработки информации, речевые и мнестические процессы. В европейском исследовании было продемонстрировано, что пирацетам способен корригировать дефект обучения, связанный с механизмом «киндлинга». Пирацетам - безопасный препарат, не вызывающий серьезных побочных эффектов.

Таким образом, применение пирацетама открывает некоторые перспективы в лечении расстройств чтения, особенно в том, что касается улучшения идентификации слов и слогов. Но в настоящее препарат не может быть рекомендован как единственное средство лечения расстройств чтения. Необходимы дальнейшие исследования, которые должны оценить эффективность пирацетама в качестве монотерапии или в комбинации с логопедическими методами лечения. Необходимы дополнительные исследования влияния пирацетама на скорость переработки зрительной и слуховой информации. В настоящее время нет данных о влиянии пирацетама на сопутствующие синдромы у больных с расстройствами чтения. Пирацетам разрешен к применению в Европе, Мексике, Канаде, но не в США.


Сообщите нам об ошибке в этом тексте:
Просто нажмите кнопку "Отправить отчет" для отправки нам уведомления. Так же Вы можете добавить комментарий.