^

Здоровье

Методы и этапы коррекции звукопроизношения при дизартрии у детей

Для минимизации речевых расстройств нейрогенного характера, связанных с повреждением определенных структур головного мозга или нарушением иннервации мускулатуры артикуляционного аппарата, проводится коррекция дизартрии.

Из-за ограничения подвижности языка, губ, мягкого нёба, голосовых связок при дизартрии нарушается фонация (произношение звуков), вследствие чего артикуляция (образование звуков) происходит неправильно, и речь определяется как невнятная, то есть звучащая неотчетливо.

Логопедическая коррекция дизартрии

Если диагноз дизартрии определяется неврологами, то исправление нарушений речи и формирование правильного звуковоспроизведения проводится логопедами.

Современная логопедическая коррекция дизартрии – исправление неправильных и формирование правильных артикуляционных укладов (артикуляционной моторики при произношении звуков) – осуществляется в форме развивающего обучения. Система занятий направлена:

  • на повышение подвижности и отработку движений артикуляционных мышц (шилоязычной, подъязычной, язычнонебной, язычноглоточной и т. д.);
  • на формирование представлений о системе фонем (звуковых единиц речи);
  • на развитие умения различать звуки речи и их порядок (фонематического слуха);
  • на постановку правильного речевого дыхания и фонации;
  • на выработку ритмичности речи и навыков ее интонирования.

Коррекция дизартрии у детей требует обязательного предварительного логопедического обследования, которое включает изучение особенностей строения и степени подвижности мышц артикуляционного аппарата ребенка, выяснение уровня его фонематического слуха, а также определение структуры речевых дефектов.

Коррекция стертой дизартрии – вялой или легкой формы псевдобульбарной дизартрии (со сниженным уровнем фонации, неустойчивостью артикуляционных укладов и растягиванием слогов), а также коррекция мозжечковой дизартрии базируется на тех же принципах и использует те же методы.

Эффективные методы коррекции дизартрии

На сегодняшний день в логопедической практике используются такие эффективные методы коррекции дизартрии, как:

  • артикуляционная гимнастика с помощью комплексов специальных изометрических упражнений (которые подбираются, исходя из особенностей нарушений артикуляционного аппарата) – способствует развитию артикуляционной моторики.
  • логопедический массаж (в ходе которого логопед массирует мышцы носогубных складок, губ, языка, мягкого нёба) – помогает нормализовать тонус мимических и артикуляционных мышц и увеличивает их подвижность.
  • коррекция речевого дыхания с помощью дыхательной гимнастики – для увеличения объема дыхания и нормализации его ритма.
  • система упражнений для развития артикуляционных кинестезий и выработки артикуляционного уклада (двугубного, губно-зубного, язычно-зубного, язычно-альвеолярного и язычно-нёбного).
  • фонетическая локализация с применение специальных приспособлений для выработки правильного положения языка и губ и исправления произношения звуков.
  • ортофонические упражнения, способствующие координации дыхания, голоса и  моторики  артикуляционной мускулатуры.
  • различные упражнения для развития мелкой моторики и у детей с ДЦП.

Этапы логопедической работы по коррекции дизартрии

Коррекция звукопроизношения при дизартрии – стертой, мозжечковой, корковой, а также коррекция псевдобульбарной дизартрии у пациентов любого возраста может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме (с количеством пациентов не более 4-5).

В первом случае логопед составляет рабочую программу, во втором (а также в специализированных дошкольных и учебных заведениях) – используется календарное планирование по коррекции дизартрии. Но в обоих случаях это должен быть четкий план проведения занятий (два-три занятия в неделю, максимальная продолжительность – 40-45 минут) с указание их цели, содержания, используемых методик и дидактических материалов.

При этом коррекция дизартрии у дошкольников и школьников младшей возрастной группы успешно использует игровые методы, а для закрепления правильных артикуляционных навыков даются домашние задания – с подробным предварительным инструктажем родителей, которым следует активно участвовать в данном процессе и иметь представление о его основных этапах.

Основные этапы логопедической работы по коррекции дизартрии:

  • I этап – развитие общей и речевой моторики (упражнения для группы мышц конечностей, плечевого пояса и шеи; игры на координацию движений и чувство ритма; упражнения для развития мелкой моторики пальцев); развитие речевого слуха, внимания и памяти; повышение подвижности всех структур артикуляционного аппарата.
  • II этап – знакомство с особенностями артикуляции гласных и согласных звуков (демонстрация правильного произношения с помощью зеркал, рук, артикуляционных таблиц); постановка правильного произношения специальными упражнениями, разработанными для каждого звука.
  • III этап – отработка автоматизма артикуляционной моторики при воспроизведении звуков в процессе произношения слогов, слов, словосочетаний и целых фраз.
  • IV этап – закрепление автоматизма артикуляционных укладов и умения различать звуки в собственной речи.

Коррекция дизартрии у детей с ДЦП

Нарушения воспроизведения звуков речи в виде корковой дизартрии (при поражениях речедвигательного анализатора премоторной коры лобной извилины) и псевдобульбарной дизартрии имеются у большинства детей с церебральным параличом, при этом стертая форма наблюдается только в трети случаев. И своевременно начатая коррекция дизартрии у детей с ДЦП очень важна для их общего развития и повышения коммуникационных возможностей.

При детском церебральном параличе сложности формирования речи у детей, обусловленные нарушением ее двигательных механизмов, усугубляются нарушениями общей моторики (спастической диплегией, гемипарезом, тоническими мышечными рефлексами, синкинезией, атаксией) и психо-функциональными факторами: полным или частичным отсутствием звуковых и зрительных ориентировочных реакций, недостаточным рефлекторным и сенсомоторным развитием, специфичностью коммуникации. И только логопедическая коррекция дизартрии – исправление артикуляционной стороны речи – будет менее эффективной без участия детского невролога и дефектолога.

В данном случае коррекция дизартрии у детей начинается с упражнений по снижению тонуса основных мышц артикуляционного аппарата, которые должны положительно отразиться на дыхании, улучшить фонацию, уменьшить интенсивность рефлексов орального автоматизма, а также спастичности, девиации и протрузии языка. Хотя, как отмечают логопеды, коррекция псевдобульбарной дизартрии тяжелой степени (например, при двойной гемиплегии или тетрапарезе) с полной утратой подвижности мышц артикуляционного аппарата может быть безуспешной.

Кроме развития артикуляционных навыков, коррекция дизартрии у детей с ДЦП включает работу над повышением уровня восприятия речи ребенком, расширением его представлений о значении слов, а также пополнением активного словарного запаса.

!
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Медицинский эксперт-редактор

Портнов Алексей Александрович

Образование: Киевский Национальный Медицинский Университет им. А.А. Богомольца, специальность - "Лечебное дело"

Другие врачи



Другие статьи по теме

Дизартрия – расстройство речевой функции, которое приводит к нечленораздельному, часто трудно воспринимаемому произношению. Эта патология изучается как неврологами, поскольку причиной ее возникновения является трансформация нервной регуляции...

Порой нам встречаются люди, в том числе и дети, речь которых сложно понять, т.к. она невнятна, монотонна, без интонаций и голосовых модуляций. Кроме того впадают в глаза и другие поведенческие особенности.

Поделись в социальных сетях

Сообщите нам об ошибке в этом тексте:
Просто нажмите кнопку "Отправить отчет" для отправки нам уведомления. Так же Вы можете добавить комментарий.