^

Здоровье

Медицинский эксперт статьи

Психиатр, психотерапевт
A
A
A

Элективный мутизм

 
, медицинский редактор
Последняя редакция: 20.11.2021
 
Fact-checked
х

Весь контент Web2Health проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

 

Элективный мутизм многие исследователи называют синдромом-болезнью. Недостаточная изученность и сложность этой аномалии развития нередко приводят к диагностическим ошибкам (например, постановке диагноза шизофрении или умственной отсталости) или оценке состояния как упрямства и симуляции и, как следствие, к избранию неадекватных лечебных, психологических и педагогических подходов. Во многих случаях нарушение речевого контакта в определённых социальных ситуациях расценивается как временное и самопроизвольно купирующееся. В случае затяжного или хронического элективного мутизма неправильное лечение или его отсутствие нередко приводят к тяжёлым формам школьной, а также социальной дезадаптации, в том числе при достижении человеком зрелого возраста. В связи с этим для назначения полноценного лечения особую важность приобретает своевременное установление психиатром точного диагноза. О клинических проявлениях этой патологии и опасностях её социального исхода должны быть осведомлены психологи детских учреждений, воспитатели и педагоги, являющиеся первой инстанцией на пути «молчаливого» ребёнка.

Синонимы

  • Селективный мутизм.
  • Избирательный мутизм.
  • Парциальный мутизм.
  • Добровольный мутизм.
  • Психогенный мутизм.
  • Ситуационно обусловленный мутизм.
  • Характерологический мутизм.
  • Речевая фобия.
  •  Немота при сохранном слухе.

trusted-source[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10]

Эпидемиология

Элективный мутизм расценивают как сравнительно редкое явление, распространённость которого среди детей и подростков, по официальным данным, составляет 0,02-0,2%. Имеются сведения о том, что у детей, начавших обучение в школе, непродолжительный элективный мутизм возникает значительно чаще (0,72%).

trusted-source[11], [12], [13], [14], [15], [16], [17], [18], [19], [20]

Что вызывает элективный мутизм?

Элективный мутизм, как правило, имеет психогенное происхождение, связан со сверхценным отношением к определённой ситуации и выражен в регрессивной реакции на разлуку с родными, обиду, ощущение собственной несостоятельности, имеющей чаще всего форму пассивного протеста. Для подобной девиации может быть характерен истерический механизм, позволяющий развиться реакции типа «мнимой смерти». Элективный мутизм способен также принять форму навязчивого страха обнаружить свою речевую или интеллектуальную недостаточность.

Механизм развития

Признаки избирательной немоты проявляются ещё в дошкольном возрасте, но не расцениваются близкими как болезненное явление, поскольку ребёнок большую часть времени проводит в семье, а его молчание с посторонними и вне дома трактуется как чрезмерная застенчивость. Проявления элективного мутизма становятся очевидными в начале школьного обучения, когда молчание в определённых ситуациях быстро создает предпосылки для дезадаптации. Элективный мутизм имеет тенденцию к длительному течению, продолжаясь от нескольких месяцев до нескольких лет. Самопроизвольное исчезновение элективного мутизма - явление крайне редкое. В большинстве случаев при отсутствии целенаправленного лечения болезненные проявления растягиваются на все школьные годы, сопровождаются страхом межличностных контактов, лого- и социофобией и исчезают - полностью или частично - при изменении социальной ситуации, чаще всего при благоприятном психологическом климате в коллективе (на работе, в профессиональном учебном учреждении). Между тем большинство авторов отмечают в катамнезе людей, подверженных указанному синдрому, трудности социальной адаптации, связанные с неуверенностью и социальными страхами. При многолетнем элективном мутизме нередко возникают вторичные психогенные реакции на своё состояние, что приводит с годами к патологическому формированию личности, преимущественно по тормозимому и псевдошизоидному типу.

Классификация элективного мутизма

В зависимости от этиологического фактора выделяют следующие варианты элективного мутизма.

  • Элективный мутизм сверхценного поведения, связанный с негативным отношением ребёнка к определённому значимому лицу (например, учителю, воспитателю, отчиму, мачехе, врачу) или неприятному месту (детскому саду, школе, поликлинике).
  • Социофобический элективный мутизм, обусловленный боязнью ребёнка обнаружить свою интеллектуальную и речевую несостоятельность либо связанный с конституциональной сверхчувствительностью, в том числе непереносимостью новой обстановки и непривычного окружения.
  • Истерический элективный мутизм, основанный на неосознанном стремлении ребёнка при¬влечь к себе внимание, добиться выполнения своих желаний и освобождения от чрезмерных психических нагрузок.
  • Депрессивный элективный мутизм, выраженный в снижении витального тонуса, заторможенности в идеаторной и моторной сферах.
  • Элективный мутизм со смешанными механизмами.

По разным признакам элективный мутизм классифицируют как ситуационный, постоянный, элективный и тотальный, а по длительности - транзиторный и континуальный.

Заслуживает также внимания выделение следующих вариантов элективного мутизма.

  • Симбиотический элективный мутизм, в случае которого ребёнку свойственна симбиоти¬ческая связь с определённым лицом и подчинённо-манипулятивные отношения с другими участниками социального окружения.
  • Речевой фобический элективный мутизм со страхом услышать собственный голос и риту¬альным поведением.
  • Реактивный элективный мутизм с уходом в себя вследствие реактивной депрессии.
  • Пассивно-агрессивный элективный мутизм, который можно охарактеризовать как враж¬дебное использование немоты в качестве психологического оружия.

Клиническая картина элективного мутизма характеризуется отсутствием речевого контакта в определённой ситуации, чаще всего в условиях воспитательно¬образовательных учреждений (в школе, детском саду, интернате). Полная немота наблюдается в стенах школы в целом либо ограничивается только классным помещением, когда ребёнок не разговаривает ни с учителями, ни с одноклассниками. Иногда ребёнок молчит только в присутствии некоторых учителей или одного учителя/воспитателя, свободно и громко разговаривая с детьми. Проверка качества знаний в этих случаях проводится письменно через домашние задания, ответы на вопросы, рефераты. Зачастую дети с элективным мутизмом, избегая вербального контакта, охотно используют для коммуникации мимику и пантомимику. В других случаях дети замирают в присутствии определённых людей или всех посторонних, не разрешают к себе прикасаться, не смотрят в глаза собеседнику, держатся напряжённо, сидят, низко опустив голову и втянув её в плечи. Имеются случаи, когда ребёнок отказывается говорить в присутствии посторонних, поскольку ему представляется собственный голос «смешным», «странным», «неприятным». Значительно реже элективный мутизм распространяется не на образовательные учреждения, а, напротив, на семью: легко общаясь между собой, а также со взрослыми на улице и в школе, дети совсем не разговаривают дома с кем-то из членов семьи (с отчимом, мачехой, отцом, дедом).

Поведение девиантного ребёнка по сравнению с таковым нормальных сверстников настолько необычно и нелепо, что окружающие начинают подозревать психическое расстройство или интеллектуальную несостоятельность. Однако результаты психологического, дефектологического и медицинского обследований свидетельствуют о нормальном интеллекте и отсутствии психического заболевания у ребёнка, подверженного речевой фобии. Вместе с тем в анамнезе многих детей с подобным отклонением обнаруживаются задержка речевого развития, нарушение артикуляции или дизартрия. Дети могут проявлять застенчивость, тревожность, пассивность, чрезмерное упрямство, стремление манипулировать окружающими. Они, как правило, чрезмерно привязаны к матери и чувствуют себя несчастными при разлуке с ней. В условиях семьи и в детском коллективе некоторые из таких детей стеснительны и неразговорчивы, другие, напротив, очень общительны, болтливы, шумливы.

Элективный мутизм нередко дополнен отчетливыми невротическими расстройствами (энурезом, энкопрезом, фобиями, тиками), а также признаками депрессии преимущественно астеноадинамического типа.

trusted-source[21], [22], [23], [24], [25]

Как распознать элективный мутизм?

Диагноз элективного мутизма может быть установлен при следующих условиях:

  • нормальном понимании обращённой речи;
  • достаточном для социального общения уровне экспрессивной речи:
  • способности ребёнка нормально разговаривать в некоторых ситуациях и использовании этой способности.

Элективный мутизм следует отличать от раннего детского аутизма, ранней детской шизофрении с регрессивно-кататоническими расстройствами и шизофрении с более поздним началом (в препубертатном и подростковом возрасте) с преимущественно кататонической, маниакальной и галлюцинаторно-бредовой симптоматикой, депрессивными состояниями психотического уровня, органическими заболеваниями головного мозга, реактивного и истерического мутизма.

В отличие от раннего детского аутизма, для которого свойственно отсутствие речевого контакта с окружающими, элективный мутизм характеризуется нарушением речевой коммуникации после периода нормального речевого общения, избирательным характером, связанным с определённой ситуацией, помещением или лицом. В случае элективного мутизма отсутствуют глубокая интровертированность и дисгармоничность психического развития, исключены также такие типичные для аутизма симптомы, как стереотипии, нелепые сверхценные увлечения и игры, вычурные страхи, тотальные нарушения поведения, мимики и моторики.

Необходимо отметить, что в некоторых случаях при ранней манифестации шизофренического процесса у ребёнка в рамках регрессивных или кататоно-регрессивных шумов после периода нормального психофизического развития исчезает речь. В данном случае, в отличие от элективного мутизма, отмечается яркая полиморфная продуктивная психопатологическая симптоматика, а регрессивные расстройства представлены не только полной или частичной утратой речи, её замедленным и необычным развитием после окончания приступа, но и другими регрессивными расстройствами: утратой навыков самообслуживания, опрятности, крайним упрощением и стереотипизацией игры, появлением архаичных симптомов.

При более позднем начале шизофрении и тяжёлых депрессивных приступах отсутствие или частичная утрата речи не является облигатным признаком, а лишь сопутствует выраженной продуктивной психопатологической симптоматике, что не позволяет в преобладающем большинстве случаев спутать эндогенное заболевание с невротической немотой.

Утрата речи при неврологических заболеваниях обусловлена органическим поражением базальных ганглиев, лобных долей или лимбической системы мозга, нарастает постепенно, сопровождается типичными для органического процесса симптомами и не представляет затруднений для дифференциальной диагностики.

В рамках аффективно-шоковой реакции спецификой мутизма являются его острое возникновение сразу же после психотравмы, тотальность, относительная кратковременность, а также отсутствие избирательности, выраженности панического страха, моторной заторможенности и соматовегетативных нарушений.

Наибольшие сложности представляет отграничение мутизма элективного от истерического. Общими признаками для этих двух вариантов являются механизмы возникновения, базирующиеся на принципе «условной желательности», психический инфантилизм, демонстративность поведения, воспитание по типу гиперопеки. Отличия состоят в особенностях личности. Ребёнок с элективным мутизмом старается быть незаметным, ему свойственны нерешительность, трудности межличностных контактов, застенчивость, пониженная самооценка, примитивность воображения. Дети с истерическим мутизмом, напротив, стремятся быть в центре внимания, склонны к пышному фантазированию, обладают неадекватно повышенной самооценкой, стремятся манипулировать окружающими. При истерическом неврозе мутизм, как правило, тотален, но быстро редуцируется в случае применения правильного психотерапевтического подхода.

Дифференциальная диагностика

Диагностика базируется преимущественно на клинических проявлениях состояния, в основном не требует дополнительных физикального обследования, лабораторных и инструментальных исследований, за исключением подозрений на органическое заболевание головного мозга и снижение слуха. В подобных случаях необходимо углублённое обследование:

  • педиатром;
  • неврологом; 
  • психологом;
  • логопедом;
  • психотерапевтом;
  • окулистом;
  • отоларингологом;
  • нейропсихологом;
  • сурдологом;
  • нейрохирургом.

Проводят также следующие исследования:

  • краниографию;
  • ЭКГ;
  • рентгенографию (скопию) органов грудной клетки;
  • ЭЭГ;
  • ЭхоЭГ;
  • РЭГ;
  • МРТ.

trusted-source[26], [27], [28], [29], [30]

Лечение элективного мутизма

Лечение амбулаторное. Исключение составляют случаи, требующие наблюдения и лабораторно-инструментальных исследований в условиях психиатрического стационара для выявления специфических различий между элективным мутизмом и эндогенным либо текущим органическим заболеванием. Не менее важно отличать детей с глубокой школьной дезадаптацией, нуждающихся в щадящем обучении в полустационарном отделении психиатрической больницы.

Методы лечения элективного мутизма

Психотерапия: семейная, индивидуальная, тренинги общения, игротерапия, арт-терапия, интегративная (когнитивно-аналитическая, суггестивно-бихевиоральная) психотерапия.

Медикаментозное лечение (при необходимости оно не является обязательным и назначается с учётом тяжести клинической картины и глубины школьной и социальной адаптации):

  • транквилизаторы - хлордиазепоксид, диазепам, оксазепам и в небольших дозах феназепам;.
  • ноотропы: пирацетам, гопантеновая кислота, ацетиламиноянтарная кислота, аминофенилмасляная кислота, пиритинол, полипептиды коры головного мозга скота и др.;
  • тимоаналептики: сульпирид до 100 мг/сут, алимемазин до 10 мг/сут;
  • мягкие нейролептики противотревожного действия: тиоридазин до 20 мг/сут;
  • антидепрессанты: пипофезин до 50 мг/сут, амитриптилин до 37,5 мг/сут, пирлиндол до 37,5 мг/сут, мапротилин до 50 мг/сут, кломипрамин до 30 мг/ сут, имипрамин до 50 мг/сут.

Цели лечения

Купирование невротических и депрессивных расстройств, улучшение межличностных контактов.

Исключаются

  • Общие расстройства развития (Б84).
  • Шизофрения (Р20).
  • Специфические расстройства развития речи (Р80).
  • Транзиторный элективный мутизм как часть тревожного расстройства в связи с боязнью разлуки у детей младшего возраста (Р93.0).

Сообщите нам об ошибке в этом тексте:
Просто нажмите кнопку "Отправить отчет" для отправки нам уведомления. Так же Вы можете добавить комментарий.