^

Здоровье

A
A
A

Дизартрия у детей: критерии ранней диагностики, лечение и прогноз

Дизартрия у детей – одно из наиболее частых нарушений речи, возникающее еще на ранних этапах жизни малыша. И если упустить этот небольшой момент в младшем возрасте, во время обучения в школе он может обернуться уже большой проблемой. Тем более, если учесть, что патология возникает на фоне серьезных поражений различных участков головного мозга, что отражается не только на коммуникативной, но и на других сферах жизни ребенка, о чем свидетельствует разнообразная симптоматика.

Немного о самой дизартрии

Прежде чем заняться поиском эффективных методов борьбы с патологией, важно понять, с чем мы имеем дело. Для этого вспомним, что же такое дизартрия, и как она проявляется у детей разного возраста.

Дизартрия – это органическое поражение головного мозга, негативно отражающееся на работе некоторых отделов центральной и периферической нервной системы, в результате чего появляются артикуляционные, речевые, неврологические и психические симптомы. Именно присутствием неврологической симптоматики данная патология отличается от сходной с нею дислалии.

Код по МКБ-10

R47.1 Дизартрия и анартрия

 Содержание статьи:

Причины дизартрии у ребенка

Причинами развития дизартрии у детей становятся патологии внутриутробного развития, а также травмирующие факторы в натальном и постнатальном периоде. Чаще всего дизартрия выявляется как один из синдромов, характерных для ДЦП (детский церебральный паралич).

Более подробно о причинах развития дизартрии у детей читайте здесь.

Симптомы дизартрии у ребенка

Различают также 4 степени тяжести патологии, отличающиеся интенсивностью симптоматики. При легкой степени дизартрии речевая сторона нарушена слабо, а неврологической симптоматики нет вообще, зато при самой тяжелой четвертой речь идет уже об атаксии, свойственной детям с ДЦП.

Для дизартрии характерно тесное переплетение речевой и неврологической симптоматики, которая может немного отличаться в различные периоды жизни ребенка. Чаще всего некоторые симптомы видны уже в раннем возрасте, правда восторженные родители не всегда обращают внимания на такие «мелочи», как:

  • позднее начало некоторых самостоятельных действий: начинает держать головку к 5-7 месяцам, сидеть и ползать – к 8-12 месяцам, ходить – в 1,5 года и позже. Первые звуки и слова также появляются позже принятого и отличаются заметным однообразием и слабостью произношения.
  • слабость сосательного рефлекса, из-за чего ребенок быстро устает во время кормления и плохо держит грудь, часто захлебывается. Молоко при сосании груди или соски может вытекать из уголков губ или носика малыша, что говорит о слабости мышечной системы артикуляционного аппарата вследствие недостаточной его иннервации.
  • отсутствие интереса к окружающему, в частности к игрушкам,
  • неадекватная реакция на появление родителей (не радуется: не улыбается, не двигает активно ножками и ручками, не гулит).

В дальнейшем такие неврологические отклонения носят характер:

  • неправильных хватательных движений (излишне сильный либо очень слабый захват предмета, нескоординированность действий),
  • нарушений зрительно-пространственного восприятия (расположение предметов, их форма и размер),
  • недоразвития моторных реакций (неловкость в движениях, трудности с выполнением различных устных заданий, выполнении физических упражнений, танцевальных, подражательных движений, лепкой из пластилина или глины),
  • недостаточности графо-моторных навыков (неспособность нормально держать ручку или карандаш, начертить прямую линию, изобразить графическую фигуру и т.д.),
  • излишнего напряжения (повышенного тонуса) мышц лица и артикуляционного аппарата,
  • нескоординированности действия различных частей речевого аппарата,
  • появления произвольных насильственных движений,
  • скудности словарного запаса,
  • отсутствия мимики, а в некоторых случаях и таких эмоциональных реакций, как смех или плач),
  • специфических реакций (сильно сцепленные губы или, наоборот, их несмыкание, вываливания языка из приоткрытого рта, слюнотечение, особенно при разговоре, невозможность вытянуть губки в трубочку, а также выполнять движения языком вверх-вниз и т.д.).

Ну и, конечно же, имеют место разнообразные расстройства речи:

  • неправильное произношение гласных и согласных,
  • замена или пропуск звуков в словах,
  • добавление лишних звуков при стечении согласных,
  • изменение тембра голоса, «носовое» произношение звуков, писклявый или глухой, скрипучий голос у малыша,
  • нарушение ритма и мелодичности речи,
  • затухание речи к концу предложения,
  • нарушения дыхания и быстрая утомляемость во время разговора,
  • монотонность или прерывистость (скандированный ритм) речи,
  • отсутствие или неадекватность эмоциональной окраски речи, модуляций голоса,
  • невнятность произношения слов и предложений и т.д.

При этом преодолеть трудности звукопроизношения ребенку очень трудно. Для этого, чтобы речь малыша стала понятна окружающим, придется приложить много усилий и времени. А для того, чтобы определиться с эффективными мерами по преодолению трудностей в произнесении звуков, необходимо удостовериться, что данная симптоматика связана именно с дизартрией, а не с другими патологиями.

Формы

В детском возрасте можно диагностировать в основном 4 вида дизартрии:

  • Псевдобульбарная
  • Мозжечковая
  • Корковая
  • Подкорковая.

Все эти виды могут иметь характерную симптоматику и протекать в различной форме:

  • стертая дизартрия (со слабовыраженной симптоматикой),
  • типичная дизартрия,
  • атактическая дизартрия, или атаксия (с характерными для нее полной неразборчивостью речи или же ее отсутствием и нарушениями координации движений).

Диагностика дизартрии у ребенка

Диагностика дизартрии у детей начинается еще до похода с малышом к врачу. Внимательные родители способны и самостоятельно отметить некоторые нарушения в развитии ребенка, свойственные данной патологии уже на первом году его жизни. Эти отклонения носят название псевдобульбарного синдрома.

Обычно грудные детки ставят в известность родителей о своих желаниях и «проблемах» громким и звонким криком. Это считается нормальным, поскольку указывает на достаточное развитие нервно-мышечной системы речевого аппарата. А вот глухой и слабый крик, переходящий в писк, а иногда и отсутствие голосовых сигналов вообще, являются поводом для беспокойства и внимательного наблюдения за дальнейшим развитием грудничка.

Слабость сосательного рефлекса и захвата груди, трудности при глотании, постоянные поперхивания и вытекание молока изо рта и носа малыша при кормлении говорит о недоразвитии артикуляционного аппарата. А если к этим симптомам присоединяются отсутствие интереса к окружающему (малыш не следит за движущимися предметами, не ищет глазами родных, не пытается взять игрушки над кроваткой и т.д.), трудности с дыханием (оно сбивчиво и поверхностно), откусыванием и жеванием, питьем из чашечки – это уже явно говорит о развитии псевдобульбарного синдрома. А ведь именно его симптомы позволяют предположить дизартрию у ребенка еще до того, как он начал говорить.

Некоторые детки, подвергшиеся негативному влиянию во внутриутробном периоде или во время родов, могут в течение года даже состоять на учете у невролога. Но при отсутствии выраженных отклонений в физическом и интеллектуальном развитии с учета малышей снимают, после чего вся ответственность и контроль за состоянием здоровья и развитием ребенка ложится на плечи родителей.

С постепенным развитием речевых навыков проблема все больше проясняется, а это уже повод обратиться к логопеду, а тот при необходимости направит опять-таки к неврологу, который и озвучит истинное название патологии. Тем не менее диагноз ставить еще рано. Все дело в том, что дизартрия у детей связана с органическими поражениями мозга во внутриутробном периоде и в раннем детстве, исправить которые не представляется возможным. Лечение патологии сводится к коррекции речи и выработке недостающих навыков. Но благодаря компенсаторным функциям мозга многие дефекты к 4-5 годам могут исчезнуть.

Если этого не происходит, а наоборот, наблюдаются другие проблемы в развитии речевой и моторной функции, препятствующие будущему успешному обучению ребенка в школе, врач выставляет диагноз «дизартрия» и назначает соответствующее лечение.

Основными критериями для постановки столь неприятного диагноза считаются:

  • медленная речь вследствие замедленных прерывистых движений артикуляционного аппарата,
  • затруднения при удержании и при смене артикуляционных поз,
  • грубые и стойкие нарушения произношения звуков, вследствие чего речь становится невнятной,
  • отсутствие выразительности и интонационной окраски речи,
  • нарушения темпа, мелодичности речи и модуляции голоса,
  • замедленная автоматизация звуков (ребенок говорит с усилием, перед произнесением звуков существует довольно длительный период подготовки, когда малыш осуществляет лишь нескоординированные движения губами и языком и т.п.),
  • повышенный, пониженный или постоянно меняющийся тонус мышц лица и речевого аппарата,
  • недостаточный объем выполнения тонких дифференцированных движений языка, снижение подвижности кончика языка,
  • неправильное положение языка в вытянутом положении (язык смещен от центра вправо или влево),
  • дрожание или неконтролируемые насильственные движения языком в вытянутом положении,
  • появление при движении языка во время речи содружественных движений пальцами и кистями рук, нижней челюстью,
  • недостаточность моторных и графо-моторных функций.

Функциональные пробы при диагностике дизартрии у детей

Одним из самых коварных видов дизартрии считается стертая дизартрия у детей, при которой постановка диагноза может вызывать определенные сложности в связи с недостаточностью выраженности основных симптомов. В таком случае для определения дизартрии прибегают к помощи функциональных проб:

  1. Проверка ассиметрии положения языка. Малыша просят, открыв рот, высунуть язычок вперед и удерживать его в таком положении, следя глазами за перемещающимся объектом (игрушкой, маятником или рукой врача). Если при движении глазами наблюдается содружественное движение языком (отклонение его в сторону движения предмета), это указывает на положительный результат, т.е. речь идет о дизартрии, а не о другом отклонении.
  2. Определение тонуса мышц при артикуляции. Малышу предлагают делать языком различные артикуляционные движения (открыть рот, высунуть язык, поднять язык вверх, отклонить его в сторону и т.д.). В это время врач кладет руки на шею ребенка, чтобы ощутить в какой момент мускулатура напрягается сильнее. При дизартрии это происходит в момент выполнения тонких дифференцированных движений языком, иногда эти движения сопровождаются запрокидыванием головы.

Если обе пробы окажутся положительными, с большой уверенностью можно говорить о дизартрии, которую у детей 3-5 лет можно легко спутать с дислалией или алалией, проявляющихся в виде нарушения речи или неспособности нормально говорить.

Обследование интонации у детей с дизартрией

Нарушения звукопроизношения при дизартрии определяются на слух. Но это еще не является поводом для постановки окончательного диагноза, ведь подобные нарушения характерны и для других нарушений речи, в частности для дислалии. Больше информации дает обследование просодической стороны речи (интонации) у детей, особенно у малышей со стертой дизартрией.

Программа обследования включает в себя несколько важных пунктов:

  • Исследование чувства ритма – определение умения ребенка определять количество отдельных простых ударов, акцентированных (громких и тихих) ударов, серии различных ударов и соотносить их с изображениями на карточках.
  • Исследование воспроизведения ритма на слух – определения умения ребенка к подражательным действиям, в частности повторению ритма различных ударов без опоры на зрительную поддержку.
  • Исследование восприятия интонации на слух – выявление возможности различать различные интонационные структуры при восприятии речи на слух (повествовательная, вопросительная и восклицательная интонации в предложениях).
  • Исследование способности к воспроизведению интонации – определение умения ребенка использовать различные интонации в своей речи при повторении одного и того же или различных коротких предложений.
  • Изучение восприятия логического ударения – изучение восприятия выразительности речи ребенка и умения выделит главное на слух и при зрительном восприятии.
  • Изучение способности к воспроизведению логического ударения – определения способности к выделению главного в своей речи посредством более громкого и протяжного произнесения выделенного слова.
  • Исследование модуляций голоса (по высоте и по силе) – изучение способности малыша владеть своим голосом, изменять его по громкости и высоте во время произнесения одних и тех же звуков и звукосочетаний. Это необходимо для определения ширины диапазона голоса ребенка с дизартрией.
  • Определение носового тембра голоса – оценка нарушения тембра произношения по 5-бальной шкале при обычном общении и произнесении слов с зажатым носом:
  • 4 балла – нормальный тембр,
  • 3балла – крикливый или писклявый голос (легкие нарушения),
  • 2 балла – грубый или квакающий голос (умеренные нарушения),
  • 1 балл – глухой, гортанный или резкий голос (выраженная патология),
  • 0 баллов – еле слышная речь в виде шепота (афония).
  • Изучение восприятия тембра – изучение определения ребенком звучания голоса на слух и соотнесения их с картинками, выражающими различные эмоции. Оценка по 5-бальной шкале:
  • 4 балла – задания выполнены качественно и в полном объеме
  • 3 балла – задания выполнены качественно, но в медленном темпе
  • 2 балла – были ошибки при выполнении, но ребенок и справил их самостоятельно
  •  1 балл – задания выполняются лишь при активном участии со стороны взрослых
  • 0 баллов – задания не выполнены даже после дополнительных или повторных инструкций.
  • Изучение воспроизведения тембра голоса – определение возможности изменения окраски голоса для передачи эмоционального состояния или подражания различным звукам окружающего мира, что практически отсутствует при дизартрии у детей.
  • Исследование дыхания во время речевой деятельности и в покое – определение типа дыхания (поверхностное, грудное, диафрагмальное), силы и направленности воздушной струи, ритмичности вдоха-выдоха, дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха, особенностей фонационного дыхания.
  • Изучение особенностей темпо-ритмической организации речи – определение количества произносимых ребенком слогов в заданном временном промежутке, а также восприятие темпа речи на слух.
  • Исследование состояния контроля речи на слух. Ребенок выполняет задания на ритмичность, воспроизведение звуков, слогов, слов и предложений со словами различной структуры и т.п., и сам же оценивает правильность выполнения заданий.

Выполнение подобных заданий позволяет выявить, насколько сильны нарушения звукопроизношения и речи малыша, но еще не указывают на развитие именно дизартрии, для которой свойственны еще и неврологические симптомы, влияющие на качество артикуляционных и мимических движений.

Изучение мимики и артикуляции при дизартрии

На развитие дизартрии у детей могут указывать и некоторые нарушения мимической моторики. Дело в том, что такие детки испытывают трудности с надуванием щек и прижмуриванием, для них затруднительно сморщить носик или поднять бровки.

Для обследования общей мимической и речевой моторики используют тесты Квинта в модификации Гельнитца, которые адаптированы для разных возрастов. Такие диагностические упражнения воспринимаются малышами как игра. Ребенка просят:

  • изобразить удивление, подняв брови вверх,
  • опустить веки, сначала сомкнув их слегка, а затем и плотно, чтобы стало темно,
  • прижмуриться «от яркого солнышка»,
  • сжать губки,
  • вытянуть губки вперед, как будто собрался играть на трубе,
  • слегка приоткрыть рот, открыть как можно сильнее и закрыть,
  • показать, как тот жует, имитируя пережевывание пищи,
  • надуть щеки вместе, а затем попеременно,
  • втянуть щеки внутрь,
  • сжать зубки, выстроив из них «заборчик»,
  • вытянуть губки и подуть «на горячее молоко»,
  • вытянуть «широкий», а затем «узкий» язык, попробовать удержать язык в заданном положении на счет до 5,
  • прикусить кончик языка,
  • высунуть «острый» язычок и подвигать ним от верхней губы к нижней и наоборот,
  • выполнить упражнение «Часы» (ребенок в улыбке должен поочередно двигать языком от одного уголка рта к другому),
  • облизать губки, как будто после вкусного варенья или меда,
  • показать, как кошка лакает языком молочко,
  • выполнить следующие артикуляционные упражнения: оттягивание углов рта при произнесении х звука «и», округление губ для звука «о», вытягивание губок для звука «у».

Каждое из упражнений нужно повторить 3 раза. Для оценки качества их выполнения используется трехбальная шкала:

  • 1 балл – точное выполнение всех заданий в нужном объеме
  • 2 балла – нечеткое выполнение мимических и артикуляционных упражнений или недостаточный объем выполнения вследствие быстрой утомляемости артикуляционного аппарата и сбивчивости дыхания, а также, если не выполнено 6 и менее упражнений
  • 3 балла – невыполнение 7 заданий и более, значительные затруднения при выполнении заданий.

В результате таких исследований врач имеет полную картину имеющихся нарушений, чтобы уточнить диагноз и отличить дизартрию от той же дислалии. Во время выполнения заданий у детей с дизартрией наблюдается слюнотечение, быстрая утомляемость, что проявляется в слабости и замедленном темпе артикуляционных движений, изменения тонуса мышц языка (например, появление произвольных движений при поднятии языка вверх),  гиперкинезы. Внимание уделяются состоянию тонуса мышц лица и речевого аппарата в покое и при выполнении артикуляционных движений.

Дифференциальная диагностика

Все вышеописанные пробы и тесты, включая устное общение с ребенком на разные темы, при определении дизартрии у детей относят к наиболее эффективным методам дифференциальной диагностики данной патологии.

Немаловажную роль также играет изучение анамнеза и беседа с родственниками малыша, которые занимаются его воспитанием и развитием. Нужно подробно расспросить родителей ребенка о том, как протекали беременность и роды, какие заболевания были у матери в этот период, как развивался малыш в первые годы жизни, как часто болел и какими болезнями. Анализ изложенных фактов и анамнеза сможет пролить свет на истоки патологии.

Пригодится также информация о домашнем развитии малыша в раннем  детстве:

  • когда начал держать головку, сидеть, ползать, ходить,
  • в каком возрасте сказал первые слова и как увеличивался его словарный запас,
  • каковы познавательные особенности малыша, проявляет ли он интерес к игрушкам и окружающему миру, как реагировал и реагирует на появление родителей и т.д.

К инструментальной диагностике врачи прибегают не для определения самой дизартрии, а для выявления причины, вызвавшей речевые и неврологические расстройства у детей.

Основным методом исследования малышей с дизартрией является МРТ или компьютерная томография головного мозга, которая позволяет определить характер и локализацию различных органических поражений мозга. К дополнительным методам исследования можно отнести нейросонографию, электронейрографию, ЭЭГ, электромиографию, магнитную стимуляцию и др.

Привычные лабораторные  анализы при дизартрии у детей могут проводиться лишь в связи с необходимостью медикаментозного лечения.

К кому обратиться?

Лечение дизартрии у ребенка

Нарушение произносительной части речи и моторики у детей с дизартрией связано с органическими поражениями головного мозга и центральной нервной системы. Это говорит о том, что лишь одними занятиями с логопедом лечение данной патологии не должно ограничиваться. В данном случае большую роль в дальнейшей жизни малыша играет комплексный подход к решению проблемы.

Комплексный подход к лечению дизартрии у детей включает в себя использование различных методов терапевтического воздействия:

  • медикаментозная терапия
  • упражнения лечебной физкультуры
  • дыхательная гимнастика
  • логопедический массаж, самомассаж артикуляционного аппарата
  • занятия с логопедом
  • психологическая помощь детям с нарушениями речи
  • лечебные ванны
  • пескотерапия
  • дельфинотерапия
  • иглоукалывание и рефлексотерапия
  • иппотерапия
  • занятия с родителями по развитию мелкой моторики и графо-моторных навыков, выработка навыков самообслуживания.

Медикаментозная терапия при дизартрии имеет своей целью улучшение умственной и интеллектуальной деятельности ребенка. Специальных лекарств от данной болезни не существует, поэтому врачам приходится обходиться неспецифическими средствами из группы ноотропов, которые безопасны для малышей. К таким препаратам, которые улучшают память и внимание, стимулируют умственную и познавательную деятельность, положительно влияют на образование и развитие интеллектуальных навыков, улучшают обучаемость ребенка, можно отнести:

  • «Фенибут»
  • «Гопантеновую кислоту»
  • «Энцефабол»
  • «Кортексин» и другие.

Остальные препараты (противосудорожные, сосудистые, метаболические и седативные) назначают маленьким пациентам лишь в связи с основным заболеванием, на фоне которого развивается дизартрия, например, при ДЦП.

Коррекция дизартрии у детей

Коррекционная работа с детьми, которым выставлен диагноз «дизартрия», заключается не только в том, чтобы сделать их речь понятной для окружающих, но и в улучшении лексического запаса, освоении навыков чтения и письма, развитии пространственного мышления.

Программа коррекционных занятий при дизартрии у детей состоит из следующих этапов:

  1. Формирование лексико-грамматического и фонетического компонентов речи
  2. Исправление коммуникативной функции речи
  3. Коррекция письма
  4. Развитие зрительно-пространственного мышления.

Обычно такие занятия проводятся логопедом в специализированных детских заведениях. При легкой степени дизартрии дети просто проходят курс коррекции речи и возвращаются домой с последующим обучением в обычной школе. Если же поражения головного мозга и ЦНС тяжелы, как, например, при ДЦП, дети обучаются в специализированных заведениях (интернатах) на постоянной основе под контролем специалистов.

Наука о логопедической коррекции дизартрии у детей с ДЦП берет сове начало еще в середине ХХ столетия. Тогда же были сформулированы основные фонетические принципы устранения нарушений речи:

  • В работе над звукопроизношением основной акцент нужно делать на семантике и акустических характеристиках слова, а не на артикуляции, с которой детки при ДЦП испытывают значительные затруднения
  • Основные усилия нужно направить на повышение качества акустического восприятия звуков различной силы, высоты и продолжительности, фонематического восприятия и кинематического восприятия артикуляции
  • Основные составляющие движения необходимо развивать при участии сначала больших, а затем уже и малых мышечных групп
  • Схему движения для понятности можно формировать на одном органе, а затем переносить на другой
  • Ребенку нужно позволить воспроизводить звуки доступным для него способом, опираясь не на формирование новых артикуляционных навыков, а с использованием уже имеющихся. У пор нужно делать на акустических свойствах звуков.
  • Необходима четкая автоматизация движений для формирования двигательных стереотипов, что предотвратит искажение звуков.

Моменты, которые надо учитывать в коррекционной работе при ДЦП:

  • Основным направлением работы является формирование фонетико-фонематической стороны речи, но немалое внимание уделяется и общей психической деятельности малыша
  • Моторная функция речи должна развиваться параллельно с фонематическими представлениями ребенка
  • Обязательным условиям для успешной работы логопеда является формирование положительной мотивации, стимулирующей ребенка совершенствовать свою речь
  • Занятия по развитию фонетического восприятия отдельных звуков и речи в целом должны немного опережать уроки правильного их воспроизведения.
  • Артикуляционные упражнения должны быть доступны для детей с дизартрией, а формирование правильного произношения нужно проводить с акцентом на акустических его особенностях.
  • Формирование артикуляционного праксиса должно быть последовательным, начиная от формирования воздушной струи, подключения к ней голоса, и заканчивая выработкой артикуляционных навыков.

Массаж при дизартрии

Переоценить важность логопедического массажа при дизартрии у детей очень трудно, ведь нарушения речи у них чаще всего связаны повышенным или сильно пониженным тонусом мышц лица и артикуляционного аппарата. Это затрудняет различные коррекционные мероприятия по развитию речи у малышей. Для того, чтобы логопедическая коррекция дизартрии приносила хорошие результаты, каждое такое занятие рекомендуется начинать именно с массажа, при необходимости добавляя элементы артикуляционной гимнастики.

Логопедический массаж при дизартрии у детей включает в себя такие направления:

  • Мимический (расслабляющий) массаж лица и шеи
  • Точечный массаж отдельных зон артикуляционного аппарата
  • Массаж языка при помощи рук и зонда
  • Самомассаж или выполнение пассивной мимической и артикуляционной гимнастики.

Массаж при отсутствии противопоказаний проводится специально обученным специалистом. Хотя некоторые элементы массажа доступны и родителям малыша после того, как логопед или медработник, в совершенстве овладевший элементами массажа, покажет, как их правильно выполнять.

Массаж зачастую проводится курсами от 10 до 20 процедур, длительность которых постепенно возрастает с 5 до 25 минут.

Посредством массажа достигается:

  • Нормализация мышечного тонуса (общего, мускулатуры лица и артикуляционного аппарата)
  • Снижение вероятности возникновения парезов и параличей мускулатуры речевого аппарата
  • Разнообразие артикуляционных движений и увеличение их амплитуды
  • Стимулирование групп мышц с недостаточной сократительной способностью вследствие нарушения иннервации
  • Формирование скоординированных произвольных движений органов речи.

Логопедические занятия при дизартрии у детей

Занятия с логопедом играют большую роль в развитии речи при дизартрии у детей. При комплексном подходе с учетом тяжести заболевания и сопутствующих патологий можно добиться неплохих результатов.

Логопедические занятия при дизартрии у детей проводятся в игровой форме и состоят из серии специальных упражнений, описанных в индивидуальной речевой карте маленького пациента. Эти упражнения подбираются с учетом особенностей речи пациента, связанной с нарушениями определенных отделов головного мозга. Длительность курса логопедических занятий зависит от скорости усвоения малышом речевых навыков, ну и, конечно же, от степени тяжести самой патологии.

Распространенные типы упражнений, используемые для коррекции речи у детей с дизартрией:

  • Упражнения для развития мелкой моторики, которые включают в себя элементы лечебной гимнастики и пальчиковые игры.
  • Упражнения для развития артикуляции, в список которых входит и логопедический массаж, дополненный пассивной и активной артикуляционной гимнастикой.
  • Занятия дыхательной гимнастикой для коррекции физиологического и речевого дыхания.
  • Коррекционные занятия по исправлению звукопроизношения плюс закрепление навыков правильной речи.
  • Упражнения для формирования навыков выразительной эмоционально окрашенной речи (правильное восприятие и воспроизведение тембра, ритма, интонации речи и оценка речи на слух, умение владеть своим голосом).
  • Упражнения на развитие речевой коммуникации (умение общаться вербальным способом) и достаточного словарного запаса у ребенка.

Занятия с логопедом могут проходить в индивидуальном порядке или в специализированных группах и классах садиков и школ, а также в специализированных учебных заведениях. Проводятся занятия в следующей последовательности:

  1. Подготовительный этап (массаж, артикуляционная и дыхательная гимнастика)
  2. Формирование первичных (основных) произносительных навыков
  3. Последовательное формирование коммуникативных умений.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Комплекс артикуляционных упражнений при дизартрии у детей может включать в себя как упражнения для общего развития речи, так и специальные серии упражнений, направленных на коррекцию произношения отдельных звуков.

Основной комплекс артикуляционной гимнастики для детей состоит из 10 упражнений с игровыми названиями, привлекательными для малышей:

  • Упражнение «Лягушка» представляет собой напряженную улыбку с приоткрытым ртом и сомкнутыми зубами, которую надо удерживать, не выдвигая нижнюю челюсть вперед, пока логопед досчитает до 5.
  • Упражнение хоботок не что иное, как максимальное вытягивание губ вперед при сомкнутых зубах и губах на счет до 5.
  • Упражнение «Лягушка-Хоботок» - это чередование двух вышеописанных упражнений.
  • Упражнение «Окошко» представляет собой поочередное открывание и закрывание рта на «раз-два».
  • Упражнение «Лопаточка»: улыбка при открытом рте, из которого на нижнюю губу свисает вытянутый «широкий» язык. Упражнение нужно выполнять без напряжения нижней губы, удерживая положение на счет до 5.
  • Упражнение «Иголочка»: улыбка при открытом рте, но язык выставляется острым. При этом надо стараться не загибать язычок кверху.
  • Упражнение «Лопаточка-Иголочка» - попеременное выполнение на счет «раз-два» вышеназванных упражнений.
  • Упражнение «Часики» используется как при диагностике, так и при коррекции дизартрии. Во время улыбки с открытым ртом язык движется вправо-влево, касаясь то одного, то другого уголка рта.
  • Упражнение «Качели»: в том же положении упираться кончиком языка то в верхние, то в нижние зубы на счет «раз-два».
  • Упражнение «Лошадка» - щелкание кончиком языка как имитация цоканию копыт лошади.

Формирование речевого дыхания у детей с дизартрией

Дыхательная недостаточность при дизартрии у детей проявляется в неправильном типе дыхания и коротком речевом выдохе. Упражнения для коррекции дыхательной функции направлены на формирование речевого и физиологического дыхания у детей с дизартрией.

Целью дыхательной гимнастики является увеличение объема дыхания, нормализация его ритма, выработка плавного, длительного и экономного выдоха.

Комплекс упражнений состоит из различных серий, включающих:

  • классические упражнения по формированию физиологического дыхания,
  • упражнения и игры для развития речевого дыхания без применения речи,
  • дыхательно-голосовые игры на материале гласных звуков,
  • идентичные упражнения с использованием согласных звуков,
  • дыхательно-голосовые игры с использованием слов,
  • игры, направленные на формирование удлиненного выдоха с одновременным произнесением фраз различной длины и сложности.

Как и в случае артикуляционной гимнастики упражнения на развитие речевого дыхания имеют привлекательные для детишек названия, проводятся в игровой, понятной для ребенка форме логопедом, имеющим опыт работы с такими детками. Малышам предлагают задуть «свечу», раздуть «костер», воспроизвести гудок паровоза или шипение кошки, поиграть на самодельных духовых инструментах, изготовленных из колпачков ручек или фломастеров и т.д. Основной упор делается на том, чтобы заинтересовать ребенка в занятиях и дать почувствовать себя полноценным человеком.

Развитие фонематического слуха у детей с дизартрией

Для всестороннего формирования речи ребенка с дизартрией важно научить ребенка не только говорить, но и воспринимать речь на слух. Если ребенок не умеет слушать и правильно понимать речь других, то у него намного легче будет сформировать правильное произношение звуков и слов.

Целью упражнений по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией является:

  • закрепление умений дифференцировать (различать) звуки родной речи,
  • развитие слухового внимания,
  • формирование умения согласовывать движения с текстом в зависимости от динамики и темпа изложения,
  • развитие умения ориентироваться в пространстве без помощи зрения,
  • совершенствование фонематического слуха: поиск слов с заданным звуком, определение места звука в слове, подбор слов с определенным звуком при составлении предложения, деление слов на слоги, построение простых и сложных предложений, определение неправильно произнесенных слов,
  • развитие самоконтроля за произнесением звуков и слов.

Обычно такие занятия проводятся в группах, чтобы повысить заинтересованность малышей в занятиях и на практике обучить их различным способам коммуникации. А вот формирование правильного звукопроизношения происходит уже во время индивидуальных занятий.

Профилактика

Профилактика дизартрии является понятием относительным, поскольку исключить все факторы риска развития у детей данной патологии попросту невозможно, ведь не все зависит от матери или врачей. С другой стороны мать должна приложить все усилия, чтобы ее малыш родился и рос здоровым и крепким.

Прогноз

Если же, несмотря на все старания, у грудничка заметны некоторые проявления, указывающие на развивающуюся дизартрию, нельзя опускать руки. Такому малышу нужно уделять больше внимания, разговаривая и общаясь с ним, развивая познавательные способности, читая ему книжки и рассказывая о свойствах предметов. В дальнейшем потребуется приложить некоторые старания, чтобы научить ребенка навыкам самообслуживания и развивать графо-моторные навыки. И чем раньше мама обратится за помощью к специалистам, тем благоприятнее будет прогноз заболевания.

Как правило, дизартрия у детей, протекающая в стертой или легкой форме, довольно легко поддается лечению и коррекции. Пройдя курс лечения, такие малыши могут в дальнейшем довольно успешно обучаться в обычных школах. Кстати, в результате регулярных и правильно подобранных занятий с ребенком достигнуть впечатляющих результатов можно и при тяжелых поражениях мозга.

Использованная литература

  1. Педиатрия с детскими инфекциями - Запруднов А.М., Григорьев К.И. - Учебник. 2011
  2. Детские болезни - Шабалов Н.П. - 6-е издание. 2009
  3. Педиатрия - под руководством Баранова А.А. - Краткое руководство. 2014
  4. Неотложные состояния у детей - В.П. Молочный, М.Ф. Рзянкина, Н.Г. Жила - Справочник. 2010
  5. Пропедевтика детских болезней - Воронцов И.М., Мазурин А.В. 2009
Последнее обновление: 24.06.2018
!
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Медицинский эксперт-редактор

Портнов Алексей Александрович

Образование: Киевский Национальный Медицинский Университет им. А.А. Богомольца, специальность - "Лечебное дело"

Другие врачи





Другие статьи по теме

В зависимости от типов нарушений движения мускулатуры артикуляционного аппарата, обеспечивающего произношение звуков, определяются различные формы дизартрии – нейрогенного расстройства речи.

Дизартрия у детей: формы, характеристика ребенка, коррекция

Нарушения речи у малышей 1-3 лет чаще всего не вызывают у родителей особого беспокойства. Пропуск звуков в словах, неправильное или нечеткое произношение согласных, прерывистая речь до поры до времени кажется даже забавным.

В числе диагностируемых речевых дисфункций, которые вызываются различными неврологическими (часто нейродегенеративными) расстройствами и проявляются в нарушении звуковоспроизведения, специалистами выделяется псевдобульбарная дизартрия.  

Новейшие исследования по теме Дизартрия у детей: критерии ранней диагностики, лечение и прогноз

Нарушения развития речи у мальчиков связано с тестостероном
Специалистам уже давно известно, что мальчики психически развиваются более медленно, чем девочки, помимо этого, речь у мальчиков развивается с некоторой задержкой, что не считается отклонением от нормы.
Учёные из Тихоокеанского лютеранского университета во главе с доктором Кристиной Мун обнаружили, что новорожденные гораздо более восприимчивы к звукам родного языка, чем считалось ранее.

Поделись в социальных сетях

Сообщите нам об ошибке в этом тексте:
Просто нажмите кнопку "Отправить отчет" для отправки нам уведомления. Так же Вы можете добавить комментарий.