^

Здоровье

A
A
A

Деперсонализация у детей и подростков

Большинство специалистов склоняется к мнению, что обнаружить деперсонализацию у детей до подросткового возраста практически невозможно. Облечь свои жалобы на состояние в вербальную форму, донести их до врача трудно даже взрослым людям, для детей это просто невыполнимо.

Код по МКБ-10

F48.1 Синдром деперсонализации - дереализации

Причины

Подвержены развитию данного синдрома представители подрастающего поколения, злоупотребляющие психоактивными веществами.

Некоторые считают синдром деперсонализации/дереализации в подростковом возрасте первыми звоночками прогредиентной шизофрении.

У подростков, страдающих эпилепсией, приступы деперсонализации часто наблюдаются перед припадком или вместо него.

А вот деперсонализационно-депрессивный синдром для подросткового возраста не характерен.

Симптомы деперсонализации у ребенка

У ребенка превалируют чувственные формы самосознания – самооощущения, включающие чувство деятельности, те­лесные и предметные ощущения. Рудименты деперсонализации можно уже заметить у детей старше трехлетнего возраста. Проявляется она в игровом перевоплощении, например, в животных, в других людей. Дети хотят, чтобы их кормили кормом для животных, говорят, что у них есть хвостик и лапки, ходят на четвереньках, просят, чтобы их называли чужими именами. Здоровый ребенок тоже может так играть, и разница состоит в том, что отвлечь больного ребенка от такой игры практически невозможно. Он полностью перевоплощается.

Чаще у детей наблюдается соматопсихическая форма синдрома – дети не чувствуют голода и жажды, ощущают, что их части тела живут своей жизнью. Обычно такие зачатки симптомов наблюдаются у детей больных шизофренией или эпилепсией.

Зачатки аллопсихической деперсонализации уже могут быть замечены с десятилетнего возраста. Проявляются приступами дежа вю или жеме вю. Такие приступы также характерны для эпилептиков или эпилептоидных состояний, ранней шизофрении.

В процессе же развития из детских самоощущений рождается познавательная форма самосознания, дающее растущему индивидууму возмож­ность отграничивать свой внутренний мир от происходящего извне. Ребенок начинает отличать акт собственного сознания от внешних влияний, объективировать свое «Я», анализировать свои мысли и поведение.

«Взрослые» жалобы на проявления деперсонализации у подростков формируются к позднему пубертату и проявляются в основном, психической анестезией, зрительными и слуховыми нарушениями. Гораздо реже наблюдаются расстройства вкусовых и тактильных ощущений, феномены дежа вю и жеме вю.

Подростки нередко ощущают личностную трансформацию с отчуждением эмоций. Соматопсихическая форма феномена представлена ощущениями потери единства собственного тела, изменений его пропорций, отсутствием каких-либо частей. Для подросткового возраста характерны деперсонализационные и дереализационные расстройства в связи с тем, что в этот период происходит становление личности, быстрый физический рост и физиологические изменения тела, бурлят эмоции. В этот период возрастает склонность к застреванию и самокопанию. Специалисты считают, что такие расстройства в подростковом возрасте достаточно часты, просто подросткам трудно выразить свои ощущения.

Коррекция деперсонализации у детей

У возбудимого ребенка на фоне психотравмирующей ситуации могут развиться ощущения, сходные с деперсонализацией. Также они могут быть вызваны буйной фантазией ребенка, просмотренным накануне кинофильмом, не предназначенным для детского возраста.

Деперсонализация у детей может пройти самостоятельно, однако, если симптомы наблюдаются некоторое время, лучше обратиться к детскому психологу или психиатру. Особенно если такое состояние сопровождается паническим страхом.

Состояние отчуждения собственного «Я» от тела у ребенка может быть опасным и привести к суициду, поскольку в детском возрасте понятие о физической смерти еще отсутствует.

В педиатрической практике стараются ограничиться психокоррекцией, не прибегая к лекарственным препаратам. Корректируется режим дня, проводятся занятия в игровой форме. Обучают таким практикам родителей ребенка.

Способы психолого-педагогической коррекции симптомов деперсонализации у детей можно условно разделить на три группы –использование игр, изотерапии, сказкотерапии. В игровой форме с помощью рисования или вербализации страхов ребенка учат переключаться на позитивные мысли и действия, и не бояться своих страхов, представляя их жалкими, маленькими и трусливыми.

Коррекция проводится, в основном, индивидуально, поскольку детей с деперсонализацией не много. На завершающем этапе могут быть групповые занятия с детьми, имеющими другие проблемы. Основная задача детской психокоррекции – научить ребенка переключаться на положительные эмоции, что хорошо влияет на детскую психику.

Последнее обновление: 13.10.2018
!
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Медицинский эксперт-редактор

Портнов Алексей Александрович

Образование: Киевский Национальный Медицинский Университет им. А.А. Богомольца, специальность - "Лечебное дело"

Другие врачи





Другие статьи по теме

Первые признаки проявляются как ощущение резкого качественного изменения себя сегодняшнего по отношению к себе прежнему. Манифестирует расстройство остро сразу после сильного стресса, иногда в преморбиде наблюдается тревожное расстройство, постепенно перерастающее в деперсонализацию.
Если больной чувствует в себе силы и желание побороться за нормализацию своего психического статуса, можно попытаться вернуть себе свое «Я». Затягивать и долго обдумывать процесс не стоит, необходимо браться за коррекцию своего образа жизни.

Данный феномен относится к отклонениям в сфере самосознания, включая как расстройство самоощущения, так и когнитивную его форму. В норме каждый человек отграничивает собственное «Я» от всего окружающего мира, каким-то образом оценивая самого себя, свои физические данные, уровень знаний и морально-нравственных ценностей, свое место в обществе. 

Поделись в социальных сетях

Сообщите нам об ошибке в этом тексте:
Просто нажмите кнопку "Отправить отчет" для отправки нам уведомления. Так же Вы можете добавить комментарий.