Здоровье

Медицинский эксперт статьи

Уролог, онкоуролог

Бактерии в моче: диагностика, лечение

, медицинский редактор
Последняя редакция: 18.10.2021

Бактерии в моче – крайне неблагоприятный признак, который указывает на тяжело текущий воспалительный и инфекционный процесс, затрагивающий почки, мочевыводящие пути, а возможно, даже кровь, и другие системы организма. В норме моча стерильна, то есть в ней не должно быть никаких микроорганизмов. Любое появление бактерий в моче – патология. В зависимости от количества бактерий, это может указывать как на тяжелое инфекционное поражение мочевыделительной системы, так и на развитие бактериемии, сепсиса. [1]

Код по МКБ-10

R82.7 Отклонения от нормы, выявленные при микробиологическом исследовании мочи

Диагностика бактерий в моче

Для постановки диагноза нужно обратиться к нефрологу, при отсутствии – к урологу. В крайнем случае, можно обратиться к участковому терапевту, который направит к соответствующему специалисту. В основе диагностики лежит определение вида бактерий, которые находятся в моче, а также определение их количественных показателей. Косвенно, по клинической картине можно примерно предполагать, какой именно микроорганизм находится в моче, но единственным возможным способом постановки диагноза являются именно результаты лабораторных исследований, в которых будет указано видовое и родовое название выявленных микроорганизмов, и их точная концентрация, рассчитанная на 1 мл мочи (бактериологическое исследование, бактериологический посев). [2], [3]

Анализы

Основным методом диагностики бактерий в моче, является анализ мочи. Применяются различные виды анализов мочи:

• клинический, или общий анализ мочи – позволяет вывить общую картину патологии, направленность основных процессов, указывает на выраженные патологии и сдвиги.
  • анализ мочи по Нечепоренко – подсчет количества лейкоцитов в моче, позволяет судить о тяжести, выраженности воспалительного, бактериального процесса.
  • бактериологическое исследование (посев мочи по Гоулду) – анализ, позволяющий выявить количественные и качественные характеристики микрофлоры, возбудителя заболевания,
  • микроскопия мочевого осадка – позволяет выявить дополнительные структуры, включения в моче, а также обнаружить клетки (эритроциты, лейкоциты, или тромбоциты), что также может иметь диагностическое значение.

Применяют и другие методы, но остановимся только на наиболее распространенных, при помощи которых проводят исследование в обычных поликлиниках, без учета специализированных отделений и стационаров. [4], [5]

Основными все же считаются бактериологические методы (бактериологический посев), при котором берут мочу, и производят ее посев на селективные питательные среды. Затем ставят в оптимальные условия (термостат), культуру инкубируют, выделяют чистую культуру (возбудителя), определяют его концентрацию (количество). При помощи анализа на антибиотикочувствительность, к выделенному микроорганизму подбирают дальнейшее лечение, направленное на устранение этого возбудителя. Можно подобрать не только сам препарат, но и определить его оптимальную дозировку, которая позволит сделать лечение максимально эффективным. [6]

Инструментальная диагностика

Применяется редко. К методам инструментального исследования прибегают только в том случае, если есть сопутствующие патологии, осложнения. К примеру, если бактерии вызвали воспаление, гнойно-септический процесс, и другое. Либо, если предполагается, что есть и другие очаги и источники инфекции, которые врач хочет обнаружить, и своевременно принять меры. Тогда методы могут быть разнообразными:

• реография
  • рентген
  • КТ
  • МРТ
  • УЗИ.

Что касается непосредственно бактерий в моче, их наличие подтверждают при помощи бактериологического исследования. [7]

Проточная цитофлуориметрия

Это достаточно точный и высокоэффективный метод лабораторного исследования, который позволяет исследовать образе мочи, поступивший в лабораторию. После того, как моча поступает в лабораторию, лаборант самостоятельно выбирает метод, при помощи которого об будет проводить то или иное исследование. Выбор делается в пользу того метода, который позволит быстрее и эффективнее всего решить поставленные задачи. Все методы стандартизированы, методики строго прописаны. Проточную цитофлуорометрию рекомендуют применять для исследования образцов мочи с подозрением на бактериальную инфекцию. Этот метод намного быстрее, чем бактериологический посев, так как не нужно ждать, пока культура вырастит. Но вместе с тем, у этого метода значительно выше вероятность погрешности, и несколько ниже показатели достоверности. Скорее. Это метод, который позволяет получить предварительные результаты, если нет времени ждать бактериологического посева. При возможности, лучше подтвердить диагноз дополнительно при помощи посева.  [8]

Дифференциальная диагностика

Для постановки дифференциального диагноза обычно достаточно обратиться к нефрологу, бактериологу. Врач проведет осмотр, посмотрит анализы. Дифференцировать необходимо прежде всего бактериальную инфекцию от других видов заболеваний. это сделать достаточно просто – в результатах анализа указано видовое, родовое название микроорганизма (по нему и видно, относится ли он к вирусам, или бактериям). Это первый этап дифференциальной диагностики.

Второй этап состоит в том, чтобы определить количественные показатели микроорганизма. Это, по сути тоже задача лаборанта, который делает анализ. В результатах будут указаны количественные характеристики (концентрация бактерий в одном миллилитре мочи). Если нужно, врач направит на дополнительную консультацию к другим специалистам. При необходимости, могут быть назначены дополнительные методы исследования: рентгеновский снимок мочеполового тракта, почек, компьютерная, магнитно-резонансная томограмма. Данные помогут уточнить диагноз, дифференцировать его при возникновении сомнений.

К кому обратиться?

Лечение бактерий в моче

Лечение стандартно – это антибиотикотерапия. То есть, применяются антибиотики, которые подавляют либо полностью останавливают рост и размножение бактерий в моче. Для этого применяются различные группы антибиотиков. Назначения должен делать врач. [9], [10]

Первостепенную значимость приобретает необходимость купирования воспалительного, инфекционного, гнойно-септического процесса, недопущение образования новых очагов инфекции, ее распространения по всему мочеполовому тракту. Особенно важно не допустить попадания инфекции в почки, другие внутренние органы.

Также применяется и симптоматическое лечение, направленное на устранение текущей симптоматики: снятие боли, отечности, воспаления, гиперемии. Применяют противовоспалительные, обезболивающие, противоотечные средства. Есть препараты системного действия, направленные на весь организм в целом, есть местные средства, препараты нацеленного, локального действия. К таким препаратам относят, к примеру, уросептики, которые купируют инфекционный и воспалительный процесс только на уровне мочеполовой системы, почек, и действуют прицельно, избирательно. Они проявляют высокую активность именно в отношении тех бактерий, которые могут выступать возбудителями заболеваний мочеполовой системы, и не действуют на другие бактерии.

Что делать, если обнаружены бактерии в моче?

Если обнаружены бактерии в моче, первое, что нужно делать – обратиться к врачу (нефрологу, урологу, бактериологу). Лучше конечно, обращаться сразу к бактериологу, поскольку он специализируется непосредственно на лечении бактериальных инфекций, бактерий. Как в моче. Так и в любой другой биологической жидкости и системе. Но не во всех поликлиниках есть такой врач.

После того, как вы обратились к врачу, он посмотрим результаты анализов, проведет дополнительный опрос, осмотр, сделает выводы, назначит соответствующее лечение. Сначала применяется медикаментозная терапия (антибиотики, антибактериальные препараты, уросептики). Прекрасным и эффективным дополнением к медикаментозным методам лечения является фитотерапия. Многие растительные отвары, настои, применяют для подмываний, лечебных ванночек, компрессов, для приема внутрь с целью снятия воспаления, устранения инфекционного процесса, стимуляции иммунитета. [11]

Лекарства

При лечении бактериальных инфекций применяют антибиотики. Это основное и единственное средство устранения инфекции. Остальные лекарства могут применяться только как вспомогательные, например, обезболивающие, противовоспалительные препараты. [12]

• Тетрациклин

Дозировка – от 500 мг до 2 грамм в сутки, в зависимости от выраженности патологического процесса, концентрации бактерий в моче.

Побочные эффекты: болезни почек, печени.

• Амоксициллин (возможно коммерческое название – флемоксин)

Дозировка – по таблетке (500 мг) один раз в сутки, 3-5 дней.

Меры предосторожности: может вызывать аллергию. У людей со склонностью к тяжелым аллергическим реакциям, может вызвать анафилактический шок. Описаны смертельные случаи анафилаксии от введения препарата.

Побочные эффекты: аллергические реакции, анафилаксия, отек Квинке.

• Ципрофлоксацин (коммерческие названия – ципробай, цифран, ципринол, ципрофлоксацин)

Дозировка – по таблетке (500 мг) один раз в сутки, 5-7 дней.

Меры предосторожности: не назначать пациентам с язвой, язвенным гастритом, желудочными кровотечениями.

Побочные эффекты: обострение гастрита, прободение язвы.

• Бисептол

Дозировка – 480 мг в сутки (разделить на 2 приема). При сильном воспалительном процессе можно удвоить дозировку до 960 мг в сутки.

Меры предосторожности: не принимать при беременности, в период лактации.

Побочные эффекты: нет.

• Стрептомицин

Дозировка – 500 – 1000 мг в сутки, от 7 до 10 дней.

Меры предосторожности: ототоксичен, не принимать лицам с заболеваниями уха, нарушениями слуха.

Побочные эффекты: нарушение слуха, вплоть до полной глухоты.

• Фурамаг

Действующим веществом является фуразидин (50 мг). Назначают в качестве противомикробного средства. Относится к группе нитрофуранов. Обладает высокой степенью антимикробной активности, снимает спазм, устраняет воспалительный процесс, предотвращает развитие осложнений. Устойчивость вырабатывается крайне медленно. Назначают при урогенитальных инфекциях, при выявлении бактерий в моче, при гинекологических и некоторых венерических заболеваниях, при инфекциях мягких тканей. Взрослым рекомендуется принимать по 50-100 мг в сутки. Детям от 5 до 18 лет – 25-50 мг. Курс лечения 7-10 дней. При тяжелой инфекции можно продлить курс до 14-15 дней.

Таблетки от бактерий в моче

От бактерий в моче назначают три группы антибактериальных таблеток:

1. Сульфаниламиды
  2. Нитрофураны
  3. Антибиотики.

Каждая из групп имеет как свои преимущества, так и свои недостатки.

Сульфаниламидные препараты представляют собой производные сульфаниловой кислоты, которые оказывают антибактериальное воздействие на организм. Представляют собой порошки, которые плохо растворяются в воде. Эффективны в отношении стрептококков, стафилококков, гонококков, менингококков. Малоэффективны сами по себе. Но в комплексе с другими препаратами могут оказывать мощное антибактериальное действие. Сегодня в медицине либо не применяются, либо применяются в комплексе с другими антибактериальными препаратами. В эту группу относят такие препараты, как стрептоцид, норсульфазол, ингалипт, фталазол. [13], [14]

В группу нитрофуранолов попадают вещества антибактериального действия, эффективные в отношении различных кокков, трихомонад, лямблий. Широко применяют в составе комплексной терапии. Особенно эффективны при лечении заболеваний мочеполовой системы, для устранения бактерий в моче. Сюда относят такие препараты, как фурацилин, фурапласт, фастин.

Третья группа – антибиотики – самая многочисленная и разнообразная. Сюда входит большое количество антибактериальных препаратов различного фармакологического действия. Например, пенициллин, макролиды, тетрациклины, стрептомициновая группа, и другие препараты.

Антибиотики при бактериях в моче

Основной способ лечения бактерий в моче – прием антибиотиков. Они убивают бактерии полностью, либо препятствуют их дальнейшему размножению, снимают численность. Рассмотрим основные препараты.

• Ко-тримоксазол

Дозировка: по 80 мг в сутки, 10-14 дней.

Меры предосторожности: не принимать при беременности, во время лактации, детям до 12 лет. Обладает антикоагулянтной активностью, разжижает кровь, вызывает угнетение печеночного метаболизма (назначают совместно с антикоагулянтами).

Побочные эффекты: разжижение крови, снижение вязкости крови, нарушения печени.

• Ампициллин

Дозировка – по 500 мг в сутки, 3 дня.

Меры предосторожности: может вызывать аллергические реакции.

Побочные эффекты: аллергия.

• Левомицетин

Дозировка – 1-2 таблетки в сутки, не менее 7 дней.

Меры предосторожности: не принимать при беременности, лактации.

Побочные эффекты: головная боль, тошнота.

• Эритромицин

Дозировка – от 500 мг до 1 грамма в сутки.

Меры предосторожности: не принимать при беременности, кормлении грудью, лицам до 3-х лет.

Побочные эффекты: дисбактериоз, расстройства пищеварения, нарушения стула, снижение аппетита.

• Амоксиклав Квиктаб

Дозировка – по таблетке (500 мг) один раз в сутки, 5-7 дней.

Меры предосторожности: препарат содержит вещества, обеспечивающие защиты желудка. Рекомендуется лицам с заболеваниями органов пищеварительного тракта (после консультации с гастроэнтерологом).

Побочные эффекты: расстройства пищеварения, аллергия.

• Ко-тримоксазол (коммерческое название - бисептол, бактрим, септрил)

Дозировка: по 80 мг в сутки, 10-14 дней.

Меры предосторожности: не принимать при беременности, во время лактации, детям до 12 лет. Обладает антикоагулянтной активностью (разжижает кровь, предотвращает образование тромбов, снижает свертывание крови). С осторожностью принимать лицам с низкой свертываемостью крови, при любых заболеваниях кровеносной системы и сердца. Препарат строго противопоказан при гемофилии, склонности к спонтанным кровотечениям, при язвенной болезни, в послеоперационный период. Рекомендуется воздержаться от приема женщинам в период менструации, а также после инвазивных (хирургических или диагностических вмешательств).

Побочные эффекты: разжижение крови, снижение вязкости крови, нарушения свертываемости крови, нарушение функционального состояния печени, сердца.

• Ампициллин

Дозировка – по 500 мг в сутки, 3 дня.

Меры предосторожности: может вызывать аллергические реакции.

Побочные эффекты: аллергия.

• Хлорамфеникол (коммерческое название – левомицетин)

Дозировка – 1-2 таблетки в сутки, не менее 7 дней.

Меры предосторожности: не принимать при беременности, лактации.

Побочные эффекты: головная боль, тошнота, рвота, интоксикация.

• Доксициклин (коммерческое название – вибрамицин)

Дозировка – от 500 мг до 1 грамма в сутки, в зависимости от концентрации бактерий в моче.

Меры предосторожности: с осторожностью назначать пациентам с патологией почек, печени, поскольку препарат токсичен в отношении этих органов. Рекомендуется принимать в комплексе с гепатопротекторами. При появлении побочных эффектов рекомендуется снизить дозировку.

Побочные эффекты: болезни почек, печени, рвота, понос, изжога.

• Кларитромицин (клацид)

Дозировка – по таблетке (500 мг) один раз в сутки, 5-7 дней.

Меры предосторожности: не назначать при наличии язвы, болезней печени, сердечной недостаточности.

Побочные эффекты: обострение гастрита, прободение язвы, учащение сердцебиения, аритмия, заболевания печени, желчного пузыря.

• Канефрон

Канефрон представляет собой средство, в состав которого входит трава золототысячника, любистка и листья розмарина (водно-спиртовой раствор). Относится к дизуретическим средствам. Оказывает противовоспалительное, противоинфекционное воздействие на организм, снимает спазмы. Назначается для лечения острых и хронических заболеваний почек и мочевыводящих путей. Взрослым назначают по 50 капель, детям от 12 до 18 лет – по 25-30 капель, детям от 1 до 12 лет – по 15 капель. Растворяют в небольшом количестве воды, либо запивают. Продолжительность лечения – не менее 3-4 недель, лучше – полные 28 дней (полный биохимический цикл). Назначают три раза в день.

Витамины

При обнаружении бактерий в моче прием витамин противопоказан. Это связано с тем, что любые витамины выступают в качестве питательного субстрата, факторов роста для микрофлоры. То есть, они наоборот, стимулируют рост и размножение бактерий. Поэтому, если мы будем принимать витамины, инфекция будет только прогрессировать.

Исключение составляет витамин С (аскорбиновая кислота), поскольку этот витамин, наоборот, препятствует росту и размножению микроорганизмов. Он также оказывает положительное воздействие на макроорганизм (человека), стимулируя иммунную систему, повышая выносливостьи сопротивляемость организма. Витамин С следует принимать в двойной дозировке – по 1000 мг в сутки.

Физиотерапевтическое лечение

Применяется редко. Тем не менее, не исключена возможность применения средств физиотерапевтического лечения в составе комплексной терапии, что позволит усилить эффект основной терапии, либо закрепить его. В качестве основных средств применяют электрофорез, световое лечение (ультразвук, СВЧ, УВЧ, инфракрасный свет). Также применяют тепловое лечение. Иногда используются и рекреационные возможности ресурсов окружающей природной среды, естественные силы природы. Например, назначается галлотерапия, бальнеотерапия, грязелечение, массаж, вакуумный массаж. В основном эти средства применяются в процессе санаторно-курортного лечения, либо на этапе восстановления после перенесенного заболевания. Большинство специалистов отмечает, что физиотерапевтическое лечение эффективно в составе комплексной терапии, но в качестве самостоятельного средства физиотерапия малоэффективна.

Народное лечение

При помощи народного лечения издавна лечат бактерии не только в моче, но и в других биологических жидкостях.

• Рецепт №1.

В спирт (200-250 мл) добавляют по столовой ложке цветков бессмертника, листьев трилистника, мяты, фенхеля. Все это настаивают минимум час, пьют по 30-40 грамм 2 раза в день, добавляя на дно рюмки половины чайной ложки молотого, или натертого на мелкой терке корня имбиря.

• Рецепт №2.

Для приготовления отвара берут по столовой ложке исландского мха, листьев шалфея, отрубей, заливают 500 мл пива (темного). Все это доводят до кипения, отставляют, настаивают минимум 3-4 часа, процеживают, используют для компрессов и примочек.

• Рецепт №3.

Берут в равных долях коричневый сахар, черную редьку, 200 грамм топленого сала. Заливают стаканом теплого молока, доводят до кипения. Варят на слабом огне 5-10 минут. Снимают с огня, накрывают крышкой, дают возможность настояться 1-2 часа. Употребляют по столовой ложке в сутки.

• Рецепт №4.

В качестве основы берут воду кипяченую (можно дистиллированную). Доводят до кипения, затем добавляют примерно по столовой ложке следующих компонентов: полынь, мелко нарезанные шкурки банана, гусиное сало. Проваривают на слабом огне 3-5 минут. Перемешивают, после чего отставляют и дают возможность настояться. Для повышения выносливости организма, пьют по столовой ложке 1-5 раз в сутки.

Лечение травами

Эффективным методом устранения бактерий из мочи, явялется лечение травами.

Листья и почки березы (отвар) обладает антисептическими и противовоспалительными свойствами. Пьют по 50 мл в сутки.

Брусника (сок, отвар из листье) повышает местный иммунитет, нормализует обладает противовирусными, антибактериальными свойствами. Пьют как чай.

Мать-и-мачеха нормализует местный иммунитет, состояние слизистых оболочек, способствует устранению инфекции. Применяют отвар (пьют по 50 мл).

Гомеопатия имеет побочные эффекты (аллергия, болезни почек, печени), поэтому важно соблюдать меры предосторожности – всегда консультироваться с врачом.

• Рецепт №5.

Для приготовления берут свиное сало, овес, ячмень (примерно 100 грамм), заливают примерно 500 мл кипятка, после чего проваривают 10-15 минут, настаивают минимум 2-3 часа. Едят по стакану в сутки, добавляя предварительно чайную ложку горького миндаля и столовую ложку меда. Существенно повышает иммунитет, выносливость организма, убивает бактерии.

• Рецепт №6.

Берут в равных долях цикорий и черный кофе. Берут примерно по 2-3 столовые ложки каждого компонента, добавляют 300 мл сока горькой редьки, перемешивают до полного растворения, настаивают не менее 1,5-2 часа. Пьют по 100 мл в сутки, добавляя мед по вкусу.

• Рецепт №7.

В качестве основы берут примерно 250-300 мл облепихового масла. Затем добавляют примерно по столовой ложке следующих компонентов: головка чеснока, протертого через мелкую терку, яичный желток, трава мяты и плюща (по столовой ложке). Перемешивают, настаивают не менее часа. Пью по столовой ложке дважды в день.

• Рецепт №8.

В молоко с медом (500 мл) добавляют ром (100 мл), всыпают по столовой ложке молотого имбиря, корицы. Проваривают 5-10 минут, пьют по 50 мл перед сном.

Хирургическое лечение

К хирургическим методам лечения прибегают при неэффективности медикаментозной терапии, и это очень редко. В основном такая потребность возникает в экстренных случаях, при обнаружении очага гнойно-воспалительного процесса (участков некроза, флегмоны). Особенно если есть риск разрыва, заражения всей брюшной полости (перитонита). Такое может наблюдаться у тяжелобольных, у лиц с иммунодефицитом, при травмах, повреждениях.

Профилактика

В основе профилактики лежит устранение факторов риска:

• соблюдение правил гигиены
  • своевременная всех очагов инфекции
  • профилактические осмотры, анализы.

Кроме того, требуется полноценное питание, прием витамин, минеральных компонентов. Нельзя переохлаждаться.

Прогноз

Течение и прогноз зависят от своевременности диагностики и лечения. Бактерии в моче можно вылечить при помощи антибиотиков. Но нужно понимать, что запущенные случаи вылечить невозможно – может развиться перитонит, бактериемия, сепсис. Известны случаи летального исхода.