Здоровье

Бактерии в моче: что это значит?

, медицинский редактор
Последняя редакция: 13.10.2023

Различные патологии внутренних органов, в особенности, почек, мочевыводящих путей, сопровождаются тем, что бактерии в моче у женщин и мужчин начинают интенсивно размножаться. В результате бактериологический анализ мочи становится положительным, что рассматривается как негативный признак, поскольку в норме моча должна оставаться стерильной биологической жидкостью.

Норма бактерий в моче у женщин и мужчин

У женщин в норме не должно обнаруживаться никаких бактерий в моче, поскольку моча представляет собой биологическую стерильную жидкость, не содержащую микрофлоры. Наличие микроорганизмов указывает на развитие инфекционно-воспалительного процесса и требует обязательного лечения. Некоторые исследования демонстрируют, что моча содержит сообщества живых бактерий, которые составляют резидентную микробиоту женской мочи. [1]

У мужчин в норме не должно обнаруживаться бактерий в моче, поскольку моча является стерильной средой и не должна содержать микрофлоры. Наличие бактерий говорит о развитии бактериальной инфекции, высоком риске развития бактериемии и сепсиса. [2], [3]

Код по МКБ-10

R82.7 Отклонения от нормы, выявленные при микробиологическом исследовании мочи

Эпидемиология

Бессимптомная бактериурия - это присутствие бактерий в правильно собранной моче пациента, у которого нет признаков или симптомов инфекции мочевыводящих путей. Бессимптомная бактериурия очень распространена в клинической практике, и ее частота увеличивается с возрастом. Заболеваемость составляет 15 процентов или больше у женщин и мужчин в возрасте от 65 до 80 лет и достигает 40-50 процентов после 80 лет. У большинства пациентов с бессимптомной бактериурией никогда не разовьются симптоматические инфекции мочевыводящих путей, и бессимптомная бактериурия не будет иметь неблагоприятных последствий. [4], [5]

Причины бактерий в моче

Существует довольно большое разнообразие причин, которые могут привести к развитию бактерий в моче. Но условно все эти причины можно разделить на две большие группы: аутоинфицирование и заражение из внешних источников. Так, аутоинфекция подразумевает, что в организме есть очаг инфекции, развивается определенный воспалительный и инфекционный процесс.

Первичный очаг инфекции может быть локализован в любом месте: легкие, желудочно-кишечный тракт, бронхи, печень. Постепенно инфекция может распространяться по организму, образовывать вторичные очаги инфекции. Из них инфекция попадает в почки, мочевыводящие пути, мочеточники, и соответственно, может вызывать воспаление и в них. Анализ мочи в таком случае показывает наличие бактерий в моче. В данном случае целесообразно говорить о нисходящем пути инфекции, при котором инфекция опускается вниз от почек к мочевыводящим путям и наружным половым органам. [6]

Что касается внешнего источника заражения, это подразумевает, что в организм инфекция проникает извне. Основным считается восходящий путь инфекции, при котором от наружных половых органов инфекция поднимается вверх, колонизируя слизистые оболочки, мочевыводящие пути, мочеточники, и наконец, проникает в почки, где и развивается впоследствии основной очаг инфекции. [7]

Чаще всего это хроническая инфекция мочевыводящих путей, почек, репродуктивной системы. Реже – скрытые мочеполовые инфекции, венерические заболевания. Иногда очаг никак не связан с мочеполовой системой, и расположен, к примеру, в ротовой полости (застарелый кариес, либо в области миндалин, воспаленных лимфатических узлов, аденоидов). Иногда дисбактериоз и нарушение нормальной микрофлоры желудка, кишечника, прямой кишки, влечет за собой развитие очага инфекции и попадание бактерий в мочу. В редких случаях, инфекция проникает в организм из почек, печени, других органов при тяжелом общем инфекционном процессе, например, если человек болеет ветрянкой, корью, чумой, малярией, и другими тяжелыми заболеваниями.

Нужно понимать, что первичный очаг инфекции может находиться в любом месте: это могут быть и легкие, и бронхи, и желудочно-кишечный тракт, и печень, и даже кожа человека. Постепенно инфекция может распространяться по организму, образовывать вторичные очаги инфекции. Именно из них инфекция и  попадает мочевыводящие пути, что и обнаруживается при проведении анализа мочи (анализ мочи на стерильность показывает наличие бактерий в моче).

Если мы говорим о внешнем источнике заражения, то в данном случае следует подразумевать, что инфекция попадает в организм их внешней, окружающей среды. Существуют различные пути заражения, и чаще всего это половой контакт, либо бассейны, грязное белье, несоблюдение правил гигиены. У женщин нередко причиной инфекции становится пользование тампонами, поскольку они могут служить источником инфекции, особенно в жаркое время года, либо в ночное время. в этом случае речь идет о восходящем пути инфекции, при котором от наружных половых органов инфекция поднимается вверх, непосредственно в мочеполовую систему,  где и развивается впоследствии основной очаг инфекции.

Цистит

Цистит представляет собой воспалительный процесс в области мочеполового тракта, при котором проявляется целый комплекс симптомов. Одним из основных симптомов является боль и резь в области наружных половых органов, боль при мочеиспускании, жжение, частые позывы к мочеиспусканию, наличие ложных позывов. Учащается частота мочеиспускания, в особенности в ночное время. Часто цистит сопровождается сильными приступами рези, боли, которые затрагивают всю область низа живота, мочевыделительной системы.

Развивается воспалительный процесс, который сопровождается инфекцией, появлением бактерий в моче. Также стоит отметить наличие отека, сильных очагов воспаления, инфильтратов, гнойно-септического процесса. Довольно быстро развивается осложнение цистита, которое представляет собой воспалительный процесс, затрагивающий почки. Как правило, цистит сопровождается сильными болями, приступами, наличием интоксикации, повышением температуры. При этом воспалительный процесс довольно быстро распространяется на другие органы. Стоит отметить, что многим людям с диагнозом цистит, требуется срочная госпитализация. В основе терапии лежит купирование воспалительного процесса, снятие боли и устранение инфекции.

Бактерии в моче при диабете

Сахарный диабет представляет собой сложное соматическое заболевание, ведущим звеном патогенеза при котором является нарушение обменных процессов и основных биохимических показателей в организме. При этом в первую очередь, нарушается углеводный обмен в организме, резко изменяется уровень глюкозы в крови, как конечного продукта расщепления углеводов. Нарушение обменных процессов влечет за собой целый комплекс патологических реакций, начиная от нарушения нормального состояния слизистых оболочек, снижения иммунитета, нарушения гормонального фона, и заканчивая нарушением колонизационной резистентности слизистых оболочек, их естественных защитных свойств, системы неспецифической резистентности. В результате развивается дисбиоз, или дисбактериоз, может начаться неконтролируемое развитие бактериальной инфекции, активация персистирующих в крови вирусов. В результате при диабете обнаруживаются бактерии в моче. Лечение, как правило, комплексное, и зависит от статуса человека по основному заболеванию (диабету). Невозможно вылечить бактериальную инфекцию, не учитывая при этому специфику состояния организма при диабете. Поэтому требуется обязательная консультация врача-эндокринолога.

Бактерии в моче после антибиотиков

Как правило, после приема антибиотиков, обнаруживается дисбактериоз, поскольку антибиотики не обладают избирательным воздействием исключительно на патогенную микрофлору. Убивая представителей патогенной микрофлоры, возбудителей инфекционных заболеваний, антибиотики убивают также и нормальную микрофлору, что приводит к развитию дисбактериоза. в результате приема антибиотиков, существенно повышается риск развития грибковой инфекции, поскольку на том месте, где в норме должна быть нормальная микрофлора, не обнаруживается ничего. Соответственно, это место колонизируется другими микроорганизмами. Наибольшую скорость роста имеет именно грибковая микрофлора, которая в таких случаях и колонизирует свободные ниши. Поэтому лицам со сниженным иммунитетом, для профилактики грибковой инфекции, в комплексе с антибиотиками, рекомендуется принимать также противогрибковые препараты.

Также еще один нюанс, который нужно знать и учитывать – после антибиотиков нельзя сдавать анализ на стерильность, либо бактериологический посев, поскольку результаты не будут достоверными. Результат будет, вероятнее всего ложно отрицательным, поскольку и патогенная, и нормальная микрофлора, будут убиты. Требуется в среднем 10-14 дней для того чтобы микрофлора определенным образом восстановилась, после этого можно судить о ее состоянии, делать выводы об эффективности антибиотикотерапии. В остальном, если нужно получить количественные и качественные характеристики микрофлоры, нужно сдавать анализы до начала антибиотикотерапии.

Факторы риска

В группу риска попадают люди, недавно перенесшие острые заболевания инфекционного генеза, а также люди, имеющие в анамнезе хронические заболевания. Существенно рискуют люди с острыми и хроническими заболеваниями почек, мочевыводящих путей, люди, которые недавно перенесли антибиотикотерапию, химиотерапию, поскольку у них происходит резкое снижение иммунитета, которое и влечет за собой различные нарушения микробиоценоза.

Стоит отметить, что факторами риска выступает и нарушение гормонального фона, снижение иммунитета, напряженность иммунитета, высокая вирусная нагрузка, скрытые инфекции или персистирующая инфекция в крови, поскольку все это прямо или косвенно отражает на состоянии слизистых оболочек. Перечисленные выше факторы вызывают снижение колонизационной резистентности, нарушение нормоценоза, а соответственно, и повышение доли патогенных и условно-патогенных микроорганизмов, что и способствует развитию воспалительных и инфекционных процессов, появлению бактерий в моче. [8]

Алкоголь

Алкоголь в целом, существенно меняет показатели лабораторных исследований. Примерно за 2-3 дня до сдачи анализа нужно воздержаться от приема алкоголя. Также не стоит сдавать анализы сразу после вечеринки, на которой употребляли алкоголь. Стоит подождать 2-3 дня. Меняются не только основные биохимические показатели, но и уровень бактерий. Это связано с тем, что этиловый спирт, содержащийся в алкогольной продукции, оказывает ингибирующее воздействие на микроорганизмы. Соответственно, можно получить заниженные, либо ложноотрицательные результаты лабораторных исследований.

Патогенез

В норме моча представляет собой стерильную биологическую жидкость, которая не содержит в своем составе микроорганизмов. Проникновение бактерий в мочу происходит в том случае, если в организме есть инфекция, а также очаг инфекционного или воспалительного процесса. В данном случае может говорить о трех вариантах развития событий. Есть случаи, когда бактерии нежизнеспособны, и попали в мочу случайно из наружных половых органов, к примеру, при молочнице, или других инфекциях мочеполового тракта. Это так называемая «транзиторная микрофлора», то есть те микроорганизмы, которые случайным образом оказались в моче. Их должно быть немного – несколько единиц в поле зрения. Стоит задуматься об инфекции наружных половых органов, провести соответствующее лечение, проконсультироваться с врачом. Также это указывает на то, что анализ собран неправильно. Нужно более тщательно соблюдать гигиену и туалет наружных половых органов перед сдачей анализа. [9]

Второй вариант – указывает на бактериемию. В этом случае в моче обнаруживаются единичные колонии микроорганизмов. Это указывает на развитие довольно сильного воспалительно-инфекционного процесса в почках, мочевыводящей системе, в репродуктивных органах. Нужно как можно быстрее проходить лечение. Возможно, потребуется госпитализация, поскольку в данном случае речь идет о существенном превышении всех возможных показателей нормы, а также о прогрессировании инфекционного процесса, образовании новых очагов инфекции. Высок риск развития сепсиса.

Третий вариант – когда в моче обнаруживаются не единичные, а множественные колонии микроорганизмов, различных размеров и формы. В данном случае речь идет о сепсисе – заражении биологических стерильных жидкостей. Требуется экстренная госпитализация, неотложная помощь. Имеет место быть тяжелый инфекционный процесс, с тенденцией к гнойно-некротическому патологическому процессу, прогрессированию и бесконтрольном распространению инфекции, заражению биологических стерильных жидкостей, в том числе и крови. Если не предпринять соответствующих мер, может наступить летальный исход.

Симптомы бактерий в моче

Патология может развиваться как с симптомами, так и бессимптомно. В первом случае, у человека, как правило, присутствуют все признаки воспалительных процессов в почках и мочеполовых органах, в частности, в мочеточниках, мочевыделительных путях, мочевом пузыре, собственно почках.[10]

Может наблюдаться нарушение процессов мочеиспускания, частые или ложные позывы к мочеиспусканию, боли как во время мочеиспускания, так и в другие моменты времени. Часто ощущается боль в пояснице, при движениях, боль в области почек. Что касается бессимптомного течения патологии, никакого дискомфорта или проблем человек не ощущает, только при сдаче анализа случайным образом обнаруживается наличие инфекции в моче. Такое тоже довольно часто встречается и требует комплексного обследования, поскольку может быть признаком серьезной патологии, которая протекает скрыто.[11]

Слизь и бактерии в моче у женщин имужчин

Слизь говорит о наличии воспалительного процесса. Наличие бактерий в моче указывает на развития инфекции мочевыделительных органов. У женщин инфекция развивается намного быстрее, чем у мужчин, поэтому на это нужно обратить особое внимание. Тяжесть патологического процесса зависит от количественных показателей микроорганизмов. В любом случае, требуется обязательная консультация врача, поскольку нужно точно определить источник инфекции. Это могут быть инфекционно-воспалительные процессы в почках – нефрит, пиелонефрит, гломерулонефрит, и другие патологии почек. Также это могут быть и внепочечные патологии, к примеру, цистит, гинекологические заболевания. Лечение зависит от того, какая микрофлора преобладает, а также от источника инфекции и ее количественных показателей. Потребуются дополнительные анализы, в частности, бактериологическое исследование мочи, мочевого осадка.[12]

Слизь является основным признаком воспалительного процесса, наличие бактерий говорит об инфекционной природе воспаления. У мужчин это может быть признаком заболеваний почек, или внепочечного аппарата. Может развиваться на фоне воспалительно-инфекционных заболеваний: нефрит, пиелонефрит, цистит, уретрит. Реже это может указывать на простатит, аденому, и другие патологии мужской репродуктивной системы. Довольно высок риск развития сепсиса и бактериемии, поэтому требуется обязательное лечение. Чем быстрее оно будет начато, тем эффективнее и быстрее будет достигнут результат.

Много бактерий в моче у женщин имужчин

Лабораторная и клиническая диагностика – довольно точная наука, которая не терпит таких условных понятий, как «много». Разумеется, чем больше бактерий будет обнаружено в моче у женщины, тем тяжелее патологический процесс. Необходимо знать точный количественный показатель, который позволяет судить о тяжести патологического процесса. В норме в моче не должно присутствовать бактерий, поэтому любое их появление указывает на патологию.

Выражаясь весьма условно, можно сказать что «мало» бактерий – это показатель 101-105 КОЕ/мл. Соответственно, любые показатели свыше 105 КОЕ/мл могут рассматриваться как «много» бактерий в моче. Вне зависимости от того, сколько бактерий обнаружено в моче у женщины, лечение является обязательным, поскольку самоизлечения, к сожалению, не происходит. Болезни может только прогрессировать, и количество микроорганизмов без соответствующей терапии будет только расти.

В бактериологии и лабораторном деле не существует таких понятий, как «много» и «мало». Нужно знать точное количество бактерий, обнаруженное в моче у мужчины, для того чтобы иметь возможность судить о тяжести патологического процесса. Любое появление бактерий в моче указывает на отклонение от нормы. Чем больше количественные показатели, тем тяжелее патологический процесс. Условно, под понятие «много» можно отнести показатели свыше 105 КОЕ/мл, что довольно опасно и требуется сточного лечения.[13]

Лейкоциты и бактерии в моче

Присутствие лейкоцитов и бактерий в моче, практически однозначно говорит о наличии воспалительного процесса. Присутствие бактерий в моче - признак развития инфекционного процесса в области мочевыделительных органов. Тяжесть патологического процесса зависит от того, сколько в количественном отношении выявлено микроорганизмов. Это могут быть различные инфекционно-воспалительные процессы, но чаще всего – патологические процессы в почках – нефрит, пиелонефрит, гломерулонефрит, и другие патологические состояния.

В норме бактерий быть не должно в моче, поскольку это биологически стерильная жидкость. Появление бактерий сопровождает воспалительный процесс, поскольку асептическое воспаление, которое бы развивалось без наличия бактериального (инфекционного процесса), практически не встречается.

Лейкоциты в моче без бактерий

В моче могут обнаруживаться лейкоциты, без бактерий. Такое явления чаще всего наблюдается у женщин, и развивается оно в большинстве случаев, в связи с гинекологическими заболеваниями. Иногда наличие лейкоцитов в моче указывает на развитие цистита. Подобное явление встречается и у беременных женщин. Чаще всего это признак повышенной нагрузки на почки. Либо подобное состояние наблюдается при патологии беременности, поэтому требуется обязательная консультация лечащего врача, а возможно потребуется и дородовая госпитализация.

Проводится комплексная диагностика, по результатам которой обычно назначают соответствующее лечение. Особенности лечения зависят от того, какая микрофлора преобладает, а также от источника инфекции. Для подбора оптимальной дозировки лекарственного препарата, нужно знать количественные показатели микрофлоры. Поэтому в большинстве случаев требуются дополнительные анализы. Наиболее информативными методами являются такие методы, как бактериологическое исследование мочи, микроскопия мочевого осадка. Первый метод позволяет исключить бактериальную инфекцию, второй метод уточняет и расширяет клиническую картину патологии.

Слизь и бактерии в моче

Слизь в моче в совокупности с бактериями - основной признак воспалительного процесса. Слизь указывает на небольшое образование экссудата, усиленную работу слизистых оболочек, которые, как правило, обеспечивают иммунную защиту организма. Наличие бактерий свидетельствует о развитии воспаления инфекционного генеза. Это может быть признаком заболеваний почек, мочевыводящих путей, мочеточника, мочевого пузыря, или внепочечного аппарата. То есть, только на основании выявления слизи и бактерий в моче невозможно сделать точное заключение относительно причин, невозможно поставить диагноз. Потому требуется дифференциальная диагностика, которая позволит дифференцировать признаки различных, клинически сходных проявлений различных заболеваний. зная точный диагноз, и точную причину патологии, можно говорить о подборе адекватного лечения.

Белок и бактерии в моче

Наличие бактерий, а тем более, белка в моче – всегда неблагоприятный признак. Бактерии сопровождают инфекционные и воспалительные процессы. Может развиваться на фоне воспалительно-инфекционных заболеваний: нефрит, пиелонефрит, гломерулонефрит, цистит, уретрит.

Белок также может быть признаком этих процессов. Наличие бактерий и белка может указывать на развитие опухоли, как злокачественного, так и доброкачественного происхождения.

Наличие белка часто обнаруживается у больных атеросклерозом, сахарным диабетом, может указывать на чрезмерную нагрузку на почки. Белок в моче всегда говорит о том, что почки не справляются с фильтрационной функцией. Такое может наблюдаться при тяжелых инфекционных процессах в организме, например, при чуме, сибирской язве, малярии, кори, паротите, краснухе. В настоящее время от этих заболеваний делают прививки. При беременности наличие белка является неблагоприятным признаком, который может указывать на ряд патологий. Начиная от нарушения режима питания беременной, потребления большого количества углеводов, белков с пищей. И заканчивая серьезными почечными патологиями, которые могут привести к сильнейшим отекам, гестозам, патологиям беременности, могут стать причиной осложнений при родах, и даже привести к почечной недостаточности.

Подобная картина наблюдается при отравлениях, хронической интоксикации, на фоне лечения некоторыми фармацевтическими препаратами, которые оказывают неблагоприятное воздействие на почки. Это может быть осложнением после усиленной антибиотикотерапии, химиотерапии, лучевой терапии, при облучении опухолей. При онкологических процессах это также неблагоприятный признак, который может указывать на распад опухоли, ткани, сильнейшую интоксикацию, отказ почек, метастазы в почках. Появление белка в моче может наблюдаться в послеоперационный период, после трансплантации, при отказе одной почки, при циррозе почек, при почечной недостаточности. Это может быть признаком развития застойных явлений у тяжелобольных, лежачих больных и указывает на усиление отека и застой жидкости в организме. Нередко у новорожденных обнаруживается белок в моче, что говорит о функциональной незрелости почек, повышенной нагрузке на них. У пожилых лиц, а также у лиц с иммунодефицитами, аутоиммунной агрессией, может появляться белок и бактерии в моче.

При отсутствии лечения, довольно высок риск развития сепсиса и бактериемии, а также отказа почек на фоне почечной недостаточности. Поэтому требуется обязательное лечение, зачастую даже госпитализация в специализированное отделение. Чем быстрее оно будет начато, тем эффективнее и быстрее будет достигнут результат.

Эритроциты и бактерии в моче

Наличие эритроцитов в моче, в первую очередь, указывает на наличие кровотечения, либо разрыва сосудов, сниженного тонуса и проницаемости мелких капилляров. Иногда наличие эритроцитов является признаком анемии. В целом, если исходить из того, что эритроциты представляют собой клетки крови, несложно сделать вывод, что любое попадание эритроцитов в мочу, ассоциировано с попаданием крови в мочу, либо с развитием кровотечения, кровоточивостью сосудов. Стоит отметить, что подобная картина может обнаруживаться при развитии язв, эрозий, опухолевых процессов.

У женщин важно четко дифференцировать источник крови. Нужно исключить случайное попадание крови в мочу, поскольку анатомическая близость репродуктивных органов и мочевыделительной системы, может способствовать случайному попаданию крови при маточных и внематочных кровотечениях, при гинекологических заболеваниях, при выкидышах, аортах, хирургических и микроинвазивных вмешательствах в области малого таза. Также проникновение эритроцитов возможно при менструации.

Бактерии, грибки в моче

Бактерии, грибки, обнаруживаемые в моче указывают на тяжелый дисбактериоз, и даже дисбиоз в организме. Такое часто наблюдается после усиленной антибиотикотерапии, после химиотерапии, лучевой терапии, при лечении тяжелых инфекционных заболеваний, в том числе, туберкулеза, холеры, дизентерии. Появление грибка возможно только в том случае, если у человека нарушено нормальная микрофлора в организме, то есть убиты все представители нормальной микрофлоры. Тогда патогенная микрофлора, в первую очередь, грибковая микрофлора, начинает усиленно расти, колонизирует мочевыделительные пути, и другие системы. Бактерии обнаруживаются преимущественно патогенные. Это связано с тем, что при нормальном состоянии микрофлоры, она обладает колонизационной резистентностью, то есть препятствует росту патогенных бактерий и грибка. Также стоит отметить, что подобное состояние может развиться только при условии сниженного иммунитета. Поэтому в данном случае целесообразно восстановить нормальную микрофлору, что позволит организму в дальнейшем самостоятельно противостоять инфекции. При сильной колонизации сначала проводится антибиотикотерапия и противогрибковая терапия (в комплексе), затем применяются меры. Направленные на восстановление микрофлоры (пробиотики, пребиотики). Также параллельно требуется консультация иммунолога, который назначит соответствующую иммуномоделирующую терапию.

Соли в моче бактерии

Наличие любых солей в моче указывает на развитие воспалительного и инфекционного процесса в почках или мочевыделительных органах. Также то может быть признаком застойных явлений, недостаточной фильтрационной способности почек, которая может быть как врожденной, так и приобретенной патологией. У женщин это также может быть признаком гинекологических заболеваний. У мужчин соли могут косвенно указывать на наличие простатита, аденомы простаты, других подобных явлений. Соли образуются при нарушении пищеварительной функции, в том числе, на фоне желчнокаменной болезни, при панкреатите. Иногда это может быть признаком развития новообразований в мочевыделительной или половой системе: указывает на развитие как доброкачественных, так и злокачественных опухолей. Может быть признаком неправильного питания, при котором в рационе содержится избыток солей, минеральных веществ, тяжелых металлов, минералов.

Бактерии и эпителий в моче

В норме в моче не должно присутствовать ни эпителия, ни бактерий. Условно допустимым, считается присутствие в моче 0-3 единичных эпителиальных клеток в поле зрения препарата. Но такое состояние уже рассматривается как пограничное и является основанием к тому, чтобы взять на заметку такого пациента, отслеживать состояние пациента в динамике, поскольку он попадает в группу риска по развитию воспалительных процессов. Также стоит отметить, что бактерий в моче не должно быть ни при каких обстоятельствах. Их появление в моче указывает на развитие воспалительного, инфекционного процесса. Для того чтобы подтвердить или опровергнуть наличие эпителия и бактерий в моче, нужно пересдать анализ. Повторное обнаружение является тенденцией и считается основанием к отнесению пациента в группу риска, обеспечению контроля над его состоянием.

Эпителий в моче может обнаруживаться при наличии в организме острых и хронических поражений почек. Это могут быть острые и хроническиенефриты, пиелонефриты, амилоидоз. Эпителий может обнаруживаться при лихорадочных состояниях, инфекционных заболеваниях, интоксикации, повышенной нагрузке на почки.

О многом может сказать и тип эпителия, обнаруженного в препарате. Так, наличие плоских клеток может быть признаком уретритов, простатитов, и наблюдается в основном при воспалительных процессах у мужчин. Клетки переходного эпителия появляются при циститах, пиелитах, новообразованиях мочевыводящих путей. Это клетки, которые в норме выстилают слизистые оболочки мочеполового тракта и появляются в моче при их повреждении, развитии воспалительных процессов. Появление клеток почечного эпителия указывает на патологию почек.

Оксалаты и бактерии в моче

Бактерии в моче развиваются при воспалительном процессе, а также являются признаком бактериемии или сепсиса. Оксалаты представляют собой соли щавелевокислого кальция и наблюдаются после того, как человек употребил в пищу продукты, содержащие щавелевую кислоту. Как правило, оксалаты и бактерии в моче обнаруживаются после недавно перенесенных воспалительных процессов, которые развиваются при повышенной нагрузке на почки. Также они могут появляться после употребления в пищу щавеля, шпината, спаржи, свеклы, помидоров, яблок, апельсинов, цитрусовых, огурцов, винограда. Эти продукты тяжело перерабатываются почками, в особенности, у человека с почечной патологией. Потому так важно придерживаться рационального питания, диеты. Если через некоторое время после мочеиспускания в моче образуются оксалаты, это может говорить о том, что человек питается исключительно мясной пищей, либо она преобладает в его рационе. Также это может быть признаком диабета, нарушения обмена кальция, обнаруживается при тяжелых хронических почечных патологиях. Стоит отметить, что устойчивое многократное появление оксалатов и бактерий в моче является основанием для постановки диагноза – оксалатурия.

Нитриты, лейкоциты и бактерии в моче

Сочетанное выявление нитритов, лейкоцитов и бактерий в моче, указывает на развитие воспалительного процесса в почках или мочевыделительных органах. Такая патология может одинаково часто обнаруживаться как у мужчин, так и у женщин. У женщин это также может быть признаком гинекологических заболеваний. У мужчин – признаком аденомы, карценомы простаты или простатита.

Наличие нитритов в моче указывает на развитие в почках воспалительного и инфекционного процесса. При этом наличие нитритов прямо коррелирует с наличием грамотрицательной микрофлоры, которая активно использует нитриты в своем метаболизме.

Наличие нитритов и лейкоцитов может быть признаком развития новообразований в мочевыделительной или репродуктивной системе, поскольку нитриты могут образовываться и при распаде опухоли. Наличие нитритов указывает на развитие как доброкачественных, так и злокачественных опухолей. Нитриты представляют собой продукты расщепления нитратов. Поэтому к появлению нитритов в моче может приводить и употребление в пищу продуктов, содержащих нитраты.

Таким образом, можно сделать вывод, что бактерии в моче – это всегда неблагоприятный признак, указывающий на патологию, поскольку в норме моча должна быть стерильной.

Нитриты и бактерии в моче у женщины имужчин

Указывают на развитии воспалительного процесса в почках или мочевыделительных органах. У женщин это также может быть признаком гинекологических заболеваний. Нитриты также указывают на развитие в почках воспалительного и инфекционного процесса, и чаще всего указывают на наличие грамотрицательной микрофлоры. Иногда это может быть признаком развития новообразований в мочевыделительной или репродуктивной системе: указывает на развитие как доброкачественных, так и злокачественных опухолей.

Нитриты и бактерии тесно взаимосвязаны. Так, нитриты, обнаруженные в моче у мужчины, представляют собой продукты расщепления нитратов. При наличии дисбактериоза с преобладанием грамотрицательной микрофлоры, нитраты под воздействием специфических ферментов этих бактерий не выводятся наружу, а попадают в мочу в видоизмененном виде (в виде нитритов). Но есть и ряд других факторов, которые могут приводить к подобному явлению. Поэтому требуется консультация грамотного специалиста.

Осложнения и последствия

Наиболее опасными последствиями появления бактерий в моче является прогрессирование инфекционного процесс, распространение и увеличение количества инфекции, проникновение ее в почки и другие органы, образование новых (вторичных) очагов инфекции. Наиболее опасными осложнениями следует считать бактериемию и сепсис, которые могут закончиться летальным исходом. [14]

Диагностика бактерий в моче

Диагностика заключается в точном выявлении качественных и количественных характеристик обнаруженных бактерий. То есть, нужно определить какие именно микроорганизмы присутствуют в моче (их родовую и родовую принадлежность), а также определить их количество. Дополнительно можно провести анализ на антибиотикочувствительность. То есть, можно подобрать лекарственный препарат, который будет эффективен в лечении бактериальной инфекции. Для этого применяются лабораторные методы. Также могут потребоваться инструментальные методы, которые позволят отследить особенности патологических изменений в организме, выявить очаг воспаления и инфекции. [15]

Анализы

Основным анализом является бактериологический посев мочи. Чаще всего используют метод посева по Гоулду (но все зависит от оборудования и возможностей лаборатории, в которой проводят анализ). После того, как произвели посев на среду, помещают чашку Петри в термостат в оптимальные условия, инкубируют культуру от 3 до 5 дней, затем производят пересев на селективные питательные среды и выделение чистой культуры. Чистую культуру идентифицируют в соответствии с определителем Берджи.

По особенностям роста на селективной среде определяют скорость роста, другие значимые параметры, проводят биохимические и серологические тесты, которые в конечном итоге дают возможность определить точные количественные и качественные характеристики выявленного микроорганизма.

Довольно часто проводят дополнительный анализ на антибиотикочувствительность выделенного микроорганизма. Для этого используется дискодиффузионный метод или метод серийных разведений. Суть состоит в том, что определяют антибиотик, который является наиболее эффективным в отношении выявленного микроорганизма, а также определяют его оптимальную концентрацию, которая позволит избавиться от инфекции.

Обычные клинические исследования крови, мочи и кала также назначают по протоколу. Они могут быть довольно информативными и могут быть источником ценной информации, позволяют рассмотреть более расширенную картину патологии, определить особенности течения патологического процесса и его локализацию. Но основным методом, который позволяет поставить заключительный диагноз, является именно посев.

Дополнительными анализами, которые назначают по показаниям, могут быть иммунограмма, вирусологические исследования, ревмопробы. Анализы на уровень интерферонов, иммуноглобулинов, иногда – аллергопробы. Также может потребоваться микробиологичесикй скрининг и исследование на дисбактериоз.

Инструментальная диагностика

Основным методом диагностики является лабораторная диагностика (бактериологическое исследование). Инструментальные методы используются как дополнительные, уточняющие методы. К примеру, может потребоваться реография, которая позволяет исследовать функциональное состояние почек, уродинамику. УЗИ, рентгенологическое исследование мочевыводящих путей, органов брюшной полости и малого таза, назначаются при необходимости. Может потребоваться компьютерная или магнитно-резонансная томография. При сочетанной патологии органов пищеварительного тракта, применяют гастроскопию, колоноскопию, ииригоскопию, гастродуоденоскопию, эндоскопию, и другие методы.

Дифференциальная диагностика

При помощи дифференциальной диагностики можно дифференцировать признаки от одного заболевания от признаков другого заболевания. К примеру, важно дифференцировать болезни почек от цистита, поскольку и та и другая патология сопровождается наличие бактерий в моче, но лечение при этом кардинально отличается. Также важно дифференцировать бактерии, которые обнаруживаются в моче. Для этого проводят бактериологическое исследование, которое позволяет четко выделить и идентифицировать вид бактерий и определить их количество.

Другие заболевания с которыми необходимо дифференцировать бактерии в моче:

К кому обратиться?

Лечение бактерий в моче

От бактерий в моче, как у мужчин, так и у женщин, можно избавиться только с использованием антибиотикотерапии. Чем именно лечить – подскажет врач. Выбор того или иного антибиотика зависит от ряда факторов, в том числе, и от вида бактерий, которые обнаружены в моче, и от их количества. Также во многом терапия определяется индивидуальными особенностями организма, состоянием его иммунной системы, местного и системного иммунитета.

При лечении следует руководствоваться результатами посева мочи и чувствительности. Амоксициллин, амоксициллин / клавуланат, цефуроксим, цефалексин и нитрофурантоин считаются безопасными для использования во время беременности. [16], [17]  Продолжительность лечения должна составлять от 3 до 7 дней, и должен быть выполнен как минимум один контрольный посев мочи.

Наиболее универсальными антибиотиками, которые назначают для лечения многих инфекций, в том числе, и сочетанной инфекции, являются антибиотики широкого спектра. Они могут оказывать как бактериостатическое, так и бактерицидное воздействие, то есть, антибиотики могут либо частично подавлять рост микроорганизмов, либо полностью их убивать. Также есть специальные уросептики, которые применяются для лечения заболевания инфекционной природы урогенитального тракта. Они оказывают целенаправленное воздействие на тех возбудителей, которые способствуют развитию болезней мочевыделительной системы.

При применении некоторых лекарственных средств могут потребоваться и дополнительные препараты, к примеру, пробиотики, направленные на нормализацию нормальной микрофлоры. Это связано с тем, что антибиотики, вместе с патогенной микрофлорой, могут убивать одновременно и представителей нормальной микрофлоры. Их дефицит нужно восполнить, иначе возникнет грибковая инфекция.

Также могут потребоваться гепатопротекторы, поскольку некоторые антибиотики могут оказывать токсическое воздействие на печень. Комплексная терапия часто представлена одновременно противогрибковыми средствами и антибиотиками. Иногда дополнительно в схему лечения включают иммуномодуляторы. Но подобные назначения должен делать сугубо врач, поскольку самолечение может быть чревато серьезными последствиями, вплоть до иммунных нарушений.

Лекарства

Лекарства должен назначать только врач, основываясь на результатах исследований. Это основная мера предосторожности. Связано это с тем, что в противном случае могут развиться многочисленные побочные эффекты. Нужно строго следовать схеме лечения. Основные побочные эффекты представляют собой развитие дисбактериоза, нарушения со стороны иммунной системы, нарушения нормального состояния слизистых оболочек, развитие грибковой инфекции.

Для устранения бактерий (лечения бактериальных инфекций), применяется антибиотикотерапия. [18]

Хорошо зарекомендовал себя антибиотик широкого спектра действия – амоксиклав. Он относится к антибиотикам пенициллинового ряда. Активен как в отношении микроорганизмов грамположительных, так и в отношении грамотрицательных видов. Применяют по таблетке в сутки (500 мг действующего вещества). Курс лечения рассчитан на три дня. Всего в упаковке представлено три таблетки.

Более сильным является ципрофлоксацин, который относится к макролидам. Его также принимают по 500 мг (по одной таблетке) в сутки. Обычно курс лечения колеблется в пределах от 3 до 5 дней, в зависимости от тяжести бактериальной инфекции и количества выявленных микроорганизмов в моче. Можно разделить суточную дозировку на 2 части – принимать по половине таблетки (250 мг) дважды в сутки.

Азитрокс (азитромицин) назначают также по 500 мг в сутки, в течении трех дней.

Из уросептиков хорошо себя зарекомендовал уролесан, который назначают в среднем по 10-25 капель, в зависимости от возраста, массы тела пациента. Рекомендуется запивать его небольшим количеством воды, либо капать на небольшой кусочек сахара и съедать вместе с сахаром. Это усиливает его действие. [19], [20]

Витамины

Витамины принимать при бактериальной инфекции не рекомендуется, поскольку они выступают в качестве факторов роста для микроорганизмов, в результате чего их рост и размножение усиливается, утяжеляется и бактериальный процесс. Исключение составляет витамин С. Он, наоборот, подавляет рост патогенной микрофлоры, стимулирует иммунную систему, защитные механизмы человека, что способствует повышению выносливости, сопротивляемости организма инфекционным и воспалительным агентам. Витамин С назначают в двойной дозировке – по 1000 мг в сутки.

Физиотерапевтическое лечение

Основными средствами физиотерапии является электрофорез, световое и тепловое лечение, УВЧ, лазерное лечение (к примеру, при удалении камней, песка из почек). Иногда назначается галлотерапия, бальнеотерапия, грязелечение, массаж. Физиотерапевтическое лечение эффективно в составе комплексной терапии. Самостоятельно физиотерапия малоэффективна.

Народное лечение

В качестве средств народного лечения, хорошо себя зарекомендовали различные бальзамы, в состав которых входят растительные компоненты, спирт. Растительные компоненты оказывают терапевтическое воздействие, спирт оказывает антисептическое действие. Рассмотрим наиболее эффективные рецепты, применяемые для устранения бактериальной инфекции.

• Рецепт №1.

Для приготовления берут по столовой ложке цветков календулы, окопника лекарственного, любистка лекарственного, татарник колючий, заливают примерно 500 мл красного вина (например, Кагор), после чего добавляют половину чайной ложки молотого имбиря и молотых корней аира. Все это настаивают минимум 3-4 дня, пьют по 50 мл в сутки. Курс лечения – минимум 28 дней (полный биохимический цикл).

• Рецепт №2.

Берут в равных долях цветки фиалки трехцветной, скумпии, ягоды рябины, листья крыжовника, плоды шиповника. Берут примерно по 2-3 столовые ложки каждого компонента, добавляют примерно 2-3 столовые ложки меда, 500 мл спирта, настаивают не менее 5 суток, пьют в небольших количествах дважды в день, 28 дней.

• Рецепт №3.

В качестве основы берут водку или чистый спирт. Затем добавляют примерно по столовой ложке следующих компонентов: женьшень, сельдерей, пион, аир болотный. Добавляют столовую ложку меда. Перемешивают, настаивают не менее суток.

• Рецепт №4.

В коньяк или коньячный спирт (500 мл) добавляют по столовой ложке дубровника лекарственного, желтой водяной лилии, эспарцета лекарственного, клена остролистного, розмарина лекарственного, спаржи лекарственной. Затем вносят 2-3 капли эфирного масла туи или можжевельника. Пьют по столовой ложке дважды в день.

Лечение травами

Шалфей оказывает противовоспалительное действие. Подорожник обладает антисептическим воздействием, снижает количество бактерий в любых биотопах и биологических жидкостях. Стевия повышает иммунитет, обладает противовирусным действием, нормализует состояние нормальной микрофлоры.

Все эти травы рекомендуется принимать в виде отвара. Для приготовления отвара берут примерно по столовой ложке каждого средства, заливают стаканом кипятка. Настаивают не менее 30-40 минут. Пьют по стакану в сутки. Можно готовить указанные травы, как по отдельности, так и в комплексе, в виде растительного сбора.

Гомеопатия

Гомеопатические средства требуют обязательного соблюдения мер предосторожности. Так, при приеме гомеопатии нужно обязательно консультироваться с врачом. Он поможет эффективно включить средства в состав комплексной терапии, подберет оптимальную схему, в зависимости от особенностей течения патологии, тяжести состояния, количества бактерий в моче. Соблюдение этих элементарных мер позволит избежать осложнений. Несоблюдение зачастую влечет за собой такие осложнения, как ухудшение состояния, прогрессирование инфекции, воспалительные процессы. Самым опасным осложнением является бактериемия и сепсис.

При появлении большого количества бактерий в моче, рекомендуется проходить курс лечебных ванн. Особенно эффективны они при сопутствующих заболеваниях почек, мочекаменной болезни. Принимать ванны можно только в том случае, если температура тела нормальная. Также ванны способствуют расслаблению, снятию мышечного напряжения, спазма, что существенно снижает болевой синдром при его наличии.

• Рецепт №1.

Для приготовления состава для ванн в качестве основы берут мед, масло какао и сливочное масло в равных долях, растапливают все это на водяной бане, или на слабом огне до растворения, при постоянном помешивании. В полученную массу добавляют по 2 столовые ложки шишек хмеля, повилики европейской, анемоны лесной, барвинка малого и лимонника китайского. Все это перемешивают, до образования однородной консистенции. Снимают огня, дают возможность застыть. Добавляют в ванну (из расчета примерно 3 столовые ложки на полную ванну – 300 литров воды). Хранить в условиях холодильника (на нижней полке).

• Рецепт №2.

В качестве основы для приготовления геля для ванны берут примерно 100 мл чайного гриба (чага), разбавленного с перекисью водорода в соотношении 1:2. Заранее готовят в огнеупорной посуде смесь следующих растительных компонентов: пастернак посевной, подснежник Воронова, родиола розовая, рута душистая, медуница лекарственная, чесночная настойка (из расчета примерно по 2 столовые ложки каждой травы на 100 мл настоя). Отдельно берут сливочное масло (примерно 100 грамм). Масло нагревают на слабом огне (не доводя до кипения). Как только масло разогрелось достаточно сильно, но еще не закипело, снимает его с огня, и заливаем заранее подготовленные травы и основной настой. Перемешиваем, накрываем сверху крышкой, настаиваем в темном месте сутки (при комнатной температуре). После этого масло готово к применению. Рекомендуется добавлять по 2 столовые ложки на полную ванну.

• Рецепт №3.

В качестве основы берут смесь массажных базовых масел: масло авокадо и камфорное масло в соотношении 1:2, добавляют по 2-3 капли витаминов А и Е. Перемешивают. В полученную смесь добавляют по 2 капли следующих эфирных масел: дурмана обыкновенного, шандры, полыни обыкновенной. Тщательно перемешивают, используют для добавления в ванну из расчета 10-15 грамм на ванну.

• Рецепт №4.

Хорошо зарекомендовал себя бальзам для приема внутрь. Его рекомендуется принимать во время ванны, что усилит эффект от тепловой процедуры. В качестве основы берут водку или чистый спирт. Затем добавляют примерно по столовой ложке следующих компонентов: гравилат речной, полынь обыкновенная, плоды шиповника, плоды лимонника, измельченные цветки зверобоя. Перемешивают, настаивают не менее суток. Пьют по 2-3 столовые ложки дважды в день, не менее месяца.

• Рецепт №5.

В коньяк или коньячный спирт (500 мл) добавляют по столовой ложке измельченных цветков тысячелистника, зверобоя, измельченные семена конопли, листья крапивы двудомной. Затем вносят 2-3 капли эфирного масла туи. Пьют по столовой ложке дважды в день.

Хирургическое лечение

При наличии бактерий в моче хирургические методы лечения не применяются. Они могут потребоваться только в том случае, если выявлена сопутствующая патология, требующая оперативного вмешательства, к примеру, опухоль любого генеза и локализации. Основной метод лечения бактерий в моче – антибиотикотерапия.

Профилактика

В основе профилактики лежит необходимость правильно питаться, включать в рацион необходимое количество витамин, минералы, регулярно проходить профилактические обследования, при необходимости – своевременно лечиться. Крайне важно поддерживать высокий уровень иммунитета, поскольку развитие бактериальной инфекции возможно только при сниженном иммунитете и нарушенной микрофлоре. Также нужно бороться с вирусной инфекцией, поскольку персистенция вирусов в крови создает напряженность иммунитета и дальнейшее его снижение. [21]

Прогноз

В большинстве случаев, при правильном и своевременном лечении, прогноз будет благоприятным. Бактерии в моче у женщин и мужчин достаточно легко устраняются при помощи антибиотикотерапии. Если же не лечить – могут возникнуть осложнения. Основным осложнением является бактериемия и сепсис, которые могут закончиться даже летальным исходом.