^

Здоровье

A
A
A

Атипичный аутизм

 
, медицинский редактор
Последняя редакция: 16.04.2020
 
Fact-checked
х

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

 

Психоневрологическое расстройство из группы патологий РАС – это атипичный аутизм. Рассмотрим признаки, причины, методы лечения и другие особенности данного заболевания.

Аутизм представляет собой широкой понятие, которое включается ряд отклонений и психических расстройств, как у детей, так и у взрослых. Болезнь имеет несколько форм и стадий, так как патология связана с нарушением мозговых структур.

Согласно Международной классификации болезней десятого пересмотра МКБ-10, аутизм находится в категории V Психические расстройства и расстройства поведения:

F80- F89 Расстройства психологического развития.

  • F84 Общие расстройства психологического развития.
    • F 84.1 Атипичный аутизм.

Психологическое расстройство разделяется на две формы в зависимости от наличия или отсутствия умственной отсталости:

  • F84.11 – с умственной отсталостью, диагноз включает аутистические характеристики.
  • F84.12 – без умственной отсталости, интеллектуальные способности пациента в пределах нормы. Диагноз может включать атипичные психозы.

В большинстве случаев атипичные аутисты в первые годы своей жизни развиваются на уровне со здоровыми детьми. Первые симптомы отклонения возникают после 3 лет, в то время как классическая форма проявляется в более раннем возрасте. Зачастую нарушение диагностируют у детей с тяжелыми специфическими расстройствами рецептивной речи и умственными отклонениями.

Также МКБ-10 разделяет атипичный аутизм на два подвида в зависимости от возраста возникновения:

  • Не в характерном возрасте, то есть позже 3 лет. При этом классический аутизм проявляется еще во младенчестве.
  • Дебют до 3 лет с атипичной симптоматикой. Данный вид распространяется на пациентов с выраженной умственной отсталостью.

Независимо от выявленной формы заболевания, оно не подлежит полному излечению. Для лечения пациентов и адаптации к социуму используют индивидуальный подход. Это позволяет облегчить патологическую симптоматику и улучшить жизнь пациента.

Код по МКБ-10

F84.1 Атипичный аутизм

Эпидемиология

Согласно медицинской статистике, атипичная форма аутизма встречается крайне редко. На 10 тысяч классической формы болезни встречается около двух случаев атипичной. При этом пациенты мужского пола болеют чаще, чем женского.

Такую статистку подтверждают ученые из Йельского университета. Они установили, что у девочек есть определенные генетические факторы, защищающие их от психоневрологических расстройств РАС спектра. Некоторые лица с данной патологией способны жить продуктивно и самостоятельно, другие же нуждаются в пожизненной поддержке и уходе.

Причины атипичного аутизма

Появление неспецифического первазивного расстройства развития связано с поражением структур головного мозга. К основным причинам болезненного состояния относятся:

  • Наследственная предрасположенность – очень часто у пациентов с данным диагнозом есть родственники с РАС или другими психическими отклонениями. [1]
  • Генетическая предрасположенность – согласно проведенным исследованиям, риск развития расстройства существенно возрастает у носителей таких генов, как SHANK3, PTEN, MeCP2 и другие. Но на данный момент невозможно точно спрогнозировать развитие болезни на основании поведения этих генов.
  • Заболевания матери во время беременности, особенно в первом триместре. Также опасность представляют маточные кровотечения, внутриутробные инфекции, роды с осложнениями, недоношенность плода и другое.
  • Минимальная мозговая дисфункция – патологические изменения в головном мозгу, в мозжечке и подкорковых структурах, недоразвитость левого полушария мозга.
  • Биохимические факторы (неправильный обмен ферментов и другое).
  • Нарушение костного и общего моторного развития.
  • Нарушение питания и обмена вещества.

Причиной развития отклонения может стать эпилепсия, шизофрения, синдром Дауна, Ретта, Мартина-Белла. К неофициальным версиям возникновения РАС относятся детские прививки с вакцинами, которые содержат ртуть (тимеросал). [2]  Ученые придерживаются мнения, что появление заболевания в большинстве случаев обусловлено сочетанием генетических факторов и неблагоприятного внешнего воздействия.

Факторы риска

Учеными выявлено около 19 факторов, которые повышают риск развития РАС. Все факторы риска разделяют на врожденные и приобретенные, рассмотрим основные из них:

  • Неонатальные судороги из-за гипоксии или повреждения головного мозга во время родов. Дети, у которых они случались, имеют высокую вероятность развития аутизма.
  • Неонатальные инфекции.
  • Недоношенность.
  • Угроза аборта на сроке более 20 недель.
  • Асфиксия во время родов.
  • Различные послеродовые осложнения у новорожденных.
  • Церебральный паралич.
  • Мышечная дистрофия.
  • Нейрофиброматоз.
  • Медикаментозная терапия во время беременности. Женщины, принимавшие лекарства от инфекций, диабета, эпилепсии или психических расстройств чаще рождают детей с РАС.
  • Беременность после длительного приема лекарственных препаратов.
  • Асфиксия во время родов.
  • Возраст роженицы. Риск рождения малыша с РАС повышен для женщин до 25 лет и уменьшается для мам старше 35. Недавние исследования полностью опровергают ранее проводившиеся, которые утверждали, что риск рождения малыша с аутизмом и другими отклонениями существенно повышен у рожениц старше 35 лет.
  • Гипертензия, астма, ожирение у матери. Данные заболевания повышают риск развития РАС у ребенка, независимо от того проводится лечение данных заболеваний или нет.

Исходя из вышеперечисленных факторов, можно сделать вывод, что неспецифическое первазивное расстройство развития является многофакторным.

Патогенез

Согласно проведенным исследованиям, атипичный аутизм не имеет четного единого механизма развития, как на молекулярном, так и на клеточном уровне. Патогенез расстройства связан с генными мутациями, нарушениями в молекулярных цепочках и многими другими факторами.

Риск появления РАС является результатом влияния многих факторов, действующих на стадии развития и затрагивающих функциональные системы головного мозга.

Симптомы атипичного аутизма

По своей выраженности атипичный аутизм похож на классическую форму, но имеет менее широкий диапазон симптоматики.

К основным симптомам неспецифического первазивного расстройства развития относятся:

  • Проблемы с коммуникацией в социуме – данный симптом индивидуален для каждого пациента, так как одни дети всячески избегают контактов с окружающими, а другие наоборот испытывают дефицит общения, но не понимают, как правильно контактировать с людьми.
  • Проблемы с речью – трудности возникают при попытках словесного формулирования и выражения мыслей из-за ограниченного словарного запаса. При этом проблемы могут быть и с пониманием чужой речи. Аутист буквально воспринимает переносные смыслы, повторяет слова и фраза.
  • Эмоциональная невосприимчивость – нарушения связаны с не восприятием вербальных сигналов (жесты, кивки, выражение лица, позы, зрительный контакт), восприятием и выражением эмоций. Из-за этого создается впечатление, что больной абсолютно безразличен к происходящему. При этом человек может испытывать эмоции, но не знать, как их проявить.
  • Невыразительная мимика – отсутствует жестикуляция, движения и эмоции выглядят угловатыми. Также отсутствуют ролевые игры, то есть возникают проблемы при выстраивании отношений с ровесниками, старшими и близкими людьми.
  • Агрессия и раздражительность – поскольку заболевание развивается из-за определенных нарушений в ЦНС, то пациенты остро реагируют на любые раздражители. Неадекватное поведение возникает в ответ даже на самые безобидные факторы.
  • Ограниченное мышление – у больного отсутствует гибкость в поведении и мышлении. Есть стремление к педантичности, монотонности, строгому распорядку и шаблонному поведению. Аутисту сложно адаптироваться к новому, он может впадать в панику от минимальных перемен, появления новых людей или вещей в жизни.
  • Узкие интересы – у больного наблюдается повышенная заинтересованность каким-либо предметом. К примеру, ребенок может играть только с машинками и смотреть только один мультик, проявляя агрессию при попытках разнообразить его досуг.

Вышеперечисленная симптоматика может дополняться признаками классической формы расстройства.

Первые признаки

Согласно проведенным исследованиям, первые симптомы атипичного аутизма проявляются намного позже и менее выражены, чем признаки классической формы болезни. Но это не означает, что расстройство протекает легче, чем обычно. В некоторых случаях аутистические проявления имеют более тяжелые симптомы.

В большинстве случаев атипичный аутист развивается в соответствии с нормой, но после трех лет у него наступает потеря приобретенных ранее навыков. Происходит остановка развития, у малыша формируются речевые нарушения и тяжелая форма умственной отсталости. В поведении ребенка могут наблюдаться стереотипные действия.

Еще одна характерная особенность РАС – это сенсорные нарушения, которые связаны с особенностями восприятия и обработки головным мозгом зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой и обонятельной информации. В этом случае расстройство проявляется такими признаками:

  • Непереносимость прикосновений к телу, голове, волосам. Ребенок протестует против объятий, одевания, купания.
  • Обостренное обоняние. Зачастую у больных наблюдается повышенная чувствительность к отдельным запахам.
  • Приступы «псевдоглухоты». Пациент не реагирует на громкие звуки или оклики, но в тоже время имеет нормальный слух и реакции.

При атипичном аутизме могут развиваться психозы, сходные по симптомам и течению, которые характеризуются приступами и регрессивно-кататоническими расстройствами. Эти психозы развиваются на фоне дизонтогенеза с последующей заменой следующих стадий: аутистической, регрессивной, кататонической, с возвратом к аутистической стадии между приступами. [3]

Также выделяют ряд поведенческих признаков расстройства, которые характерны для многих форм РАС:

Дети до года

  • Не любят находиться на руках.
  • Нет фиксации взгляда на лице матери.
  • Ребенок не используется жесты для проявления эмоций или выявления потребностей.
  • У аутиста нет потребности к эмоциональной близости с родителями.
  • Дети не выделяют близких людей среди других взрослых и не улыбаются при их виде.
  • Ребенок избегает общества других детей или взрослых.

Дети старше года

  • Ребенок не повторяет поведение взрослых.
  • Сложности при обучении повседневным навыкам.
  • Переборчивость в еде.
  • Сложно контактировать с людьми и налаживать социальные связи.
  • Больной не использует речь для общения с окружающими.
  • Безразличие к внешнему миру.
  • Повышенная восприимчивость к звукам и обостренная тактильная чувствительность.
  • Отсутствие страха.
  • Отсутствие привязанности к близким.
  • Фрагментарное восприятие мира.
  • Стереотипия.
  • Эмоциональная холодность.

Вышеперечисленная симптоматика характерна для детей до трех лет. Кроме поведенческих признаков атипичного аутизма, у ребенка нарушена общая и тонкая моторика. Это проявляется неправильной осанкой из-за слабости мышц. Возможны нарушения пищеварения, слабая иммунная система, дерматологические проблемы.

Атипичный аутизм без умственной отсталости

Одна из форм РАС– это атипичный аутизм без умственной отсталости (по МКБ-10 код F84.12), который может включать атипичные психозы. Чаще всего под данной формой психоневрологической патологии подразумевают синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм. [4]

Данное заболевание представляет собой атипичное расстройство с сохранением умственных способностей. То есть больные обладают нормальным или высоким интеллектом, а в некоторых случаях и уникальными свойствами. Но для данной патологии характерны нарушения в поведенческой, коммуникационной и эмоциональной сферах.

Синдром Аспергера проявляется в первые три года жизни ребенка. Симптоматика настолько смазана, что зачастую расстройство диагностируют уже во взрослом возрасте, применяя для этого различные тесты и дифференциальные методики.

Выделяют ряд основных признаков РАС без умственной отсталости:

  • Приверженность ритуалам, повторяющимся действиям, речевые штампы.
  • Неуместное поведение в социуме.
  • Буквальное восприятие речевых оборотов, формальная манера разговора, монотонная речь.
  • Нарушение моторной координации.
  • Неустойчивый зрительный контакт.
  • Нарушения невербальной коммуникации (ограниченная жестикуляция, недостаточная мимика).
  • Проблемы с обработкой сенсорной информации.
  • Сложности в социальной адаптации.
  • Непереносимость любых изменений.
  • Эмоциональная лабильность.
  • Специфические страхи.
  • Стереотипные игры.
  • Умственные способности ребенка в пределах нормы или выше.

Чаще всего появление высокофункционального аутизма связано с комбинацией генетических факторов и факторов окружающей среды. У детей с синдромом есть сложности при определении чувств окружающих и выражении своих эмоций. Многие дети имеют тремор конечностей, что наблюдается при классической форме аутизма. При этом речь больных лишена эмоциональной окрашенности. Пациенты демонстрируют повышенную чувствительность к звукам, одежде, еде и др.

В сравнении с классической формой РАС, дети с Аспергером имеют нормальный коэффициент интеллектуального развития. Они выглядят абсолютно здоровыми детьми, за исключением социальной неприспособленности, не всем понятной речи и манер. Из-за этого возникают трудности с диагностикой расстройства. Симптоматика становится выраженной в более старшем возрасте, что в свою очередь существенно усложняет процесс лечения и коррекции РАС.

Атипичный аутизм с умственной отсталостью

Одна из самых распространенных форм неспецифического первазивного расстройства развития – это РАС с умственной отсталостью (по МКБ-10 код F84.11). Диагностика данной формы, как и других видов РАС имеет ряд сложностей. Для детей с аутизмом плохо подходят стандартные тесты, широко применяемые специалистами. То есть малыш может выполнять достаточно серьезные логические упражнения, но не справляться с элементарными.

У пациентов наблюдаются нарушения в коммуникационной, эмоциональной и поведенческой сферах. Особого внимания заслуживает такой симптом как аутостимуляция, то есть повторяющиеся действия, сильного, навязчивого характера, возникающие чаще всего в стрессовых ситуациях.

Виды аутостимуляции:

  • Вкусовая – ребенок все облизывает, засовывает в рот съедобные и непищевые предметы.
  • Визуальная – малыш щурится, моргает и машет руками перед источником света, включает и выключает свет в комнате, часто сильно зажмуривает глаза.
  • Слуховая – издает разные звуки, постукивает по ушам пальцами.
  • Вестибулярная – раскачивается на одном месте, трясет руками, совершает однотипные действия.
  • Тактильная – трет кожные покровы, щипает себя. Может надолго прилипать к фактурным предметам, поглаживая их.
  • Обонятельная – ребенок ищет определенные запахи и надолго «зависает», старается все обнюхивать.

Как правило, аутосимуляции используются для получения удовольствия или самоуспокоения при стрессовых и волнительных ситуациях. Существует предположение, что аутостимуляция нужна для возбуждения нервной системы. Еще одна гипотеза утверждает, что повторяющиеся действия выступают своеобразной блокировкой избыточных раздражителей окружающей среды, позволяя контролировать уровень сильного возбуждения.

С аутостимуляцией сталкиваются не только аутисты, но и дети с ДЦП, выраженной умственной отсталостью, глухотой, слепотой, при соматических заболеваниях. Несмотря на то, что данный симптом развивается в детском возрасте, он может сохраняться и во взрослом, обостряясь после на первый взгляд успешной психокорректирующей терапии.

Атипичный аутизм у детей

Детский аутизм представляет собой тяжелое нарушение психического развития. Согласно МКБ-10 существует четыре типа расстройств аутистического спектра (РАС):

  • F84.0 – детский аутизм (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера).
  • F84.1 – атипичный аутизм.
  • F84.2 – синдром Ретта.
  • F84.5 – синдром Аспергера, аутистическая психопатия.

Неспецифическое первазивное расстройство характеризуется задержкой развития и нежеланием контактировать с другими людьми. Патологическое состояние имеет широкий спектр проявлений: нарушения речи, моторики, внимания, восприятия. К самым распространенным признакам РАС у детей относятся:

  • Ребенок не идет на контакт с другими людьми и не реагирует на них.
  • Крайняя отгороженность от внешнего мира.
  • Совершает однотипные, повторяющиеся движения.
  • Ограниченный круг интересов, ребенка сложно увлечь чем-то новым.
  • Деструктивное поведение, агрессия.
  • Умственная отсталость (при некоторых формах аутизма интеллект пациента в норме или выше среднего).

Вышеперечисленные симптомы проявляются у детей в раннем возрасте, но более выраженными становятся после трех лет. 

Диагностикой и составлением лечебно-коррекционных мероприятий занимается врач психиатр. На разных этапах терапии с ребенком работают неврологи, психологи, логопеды, генетики, дефектологи. Если же клиническая симптоматика пациента недостаточно ясна, врач ставит диагноз аутистическое поведение или атипичный аутизм.

Полностью вылечиться от аутизма невозможно, так как данное нарушение ребенок не «перерастает». На сегодняшний день разработано ряд корректирующих программ, позволяющих ребенку освоить навыки самообслуживания и коммуникации, научиться общаться с окружающими, контролировать свои эмоции. Независимо от формы выявленного аутизма, помощь пациенту должна быть комплексной с обязательной психолого-педагогической коррекцией.

Осложнения и последствия

Проблемы в построении социальных и эмоциональных контактов в обществе – это основное осложнение неспецифического первазивного расстройства развития. Также атипичный аутизм сопряжен с трудностями в таких сферах жизни:

  • Социальное взаимодействие.
  • Обучение.
  • Сексуальные отношения.
  • Создание семьи.
  • Выбор профессии и рабочие процессы.

Без коррекции и правильно подобранной терапии, РАС приводит к таким осложнениям как социальная изоляция, депрессия, суицидальные наклонности. Если атипичное расстройство протекает с речевыми расстройствами и умственной отсталостью, то это накладывает негативный отпечаток, как на самого больного, так и на его близких.

Диагностика атипичного аутизма

При постановке диагноза атипичная форма РАС возникает ряд трудностей. Из-за этого очень часто расстройство выявляют в подростковом возрасте, когда симптомы болезни становятся слишком выраженными. Поэтому очень важно своевременно выявить минимальные отклонения в поведении или развитии ребенка, чтобы предотвратить тяжелые формы болезни, которые плохо поддаются коррекции.

Поскольку симптомы психоневрологической патологии могут быть завуалированными и размытыми, то для постановки диагноза необходимо:

  • Провести комплексное медицинское и психологическое обследование пациента с применением специальных тестов.
  • Длительное наблюдение за поведением ребенка, анализ его бытовых навыков, поведения, коммуникативных возможностей.

В диагностических целях применяют международные тестовые системы, позволяющие распознать ранние признаки РАС:

  1. Тест M-CHAT – это модифицированный скрининговый тест, который применяют в диагностике детей от 16 до 30 месяцев. Тестирование позволяет выявить ряд особенностей у ребенка, которые требуют более детального изучения. Данный тест применяется в 25 странах мира. По длительности он занимает не более 3-5 минут, но позволяет приблизительно оценить степень риска развития РАС и дать рекомендации по дальнейшему ведению пациента. [5], [6]
  2. Тест ATEK – показан для детей старше 30 месяцев. Тестирование направлено на выявление проблем и отслеживание их динамики. Тест состоит из 77 вопросов различной тематики (сенсорные навыки, социализация, здоровье, поведение, физическое развитие и др.). [7], [8]

Если после проведенных исследований и диагностических тестов доктор имеет все основания полагать, что ребенок болен, но при этом его симптоматика существенно отличается от привычной картины РАС, то пациенту ставят диагноз – атипичный аутизм.

Дифференциальная диагностика

Дифференциальная диагностика атипичного аутизма проводится с различными психоневрологическими патологиями и формами РАС. Так, при синдроме Аспергера (одна из форм аутизма) в отличие от классического расстройства аутистического спектра нет задержки в когнитивном и речевом развитии. Диагностика проводится с шизофренией, ОКР, синдромом дефицита внимания, умственной отсталостью.

Диагностика неспецифического первазивного расстройства развития основана на сборе анамнеза, изучении клинической симптоматики и тщательном наблюдении за ребенком. Если есть риск рождения ребенка с РАС, то родители должны внимательно следить за развитие малыша с его первых дней. Рекомендуется сверяться с нормами развития детей, установленными врачами.

Нормы развития от 3 месяцев до 3 лет:

  • 3-4 месяца – с интересом изучает окружающих, концентрирует взгляд, следит за движущимися предметами. Улыбается при виде родных, поворачивает голову на звуки.
  • 7 месяцев – реагирует на эмоции окружающих, находит и изучает предметы, выражает радость и недовольство голосом, произносит различные звуки.
  • 12 месяцев – повторяет за окружающими, реагирует на запреты, показывает простые жесты, произносит отдельные слова, активно «разговаривает» сам с собой, реагирует на свое имя.
  • 18-24 месяца – наследует поведение окружающих, радуется обществу других детей, понимает многие слова, распознает предметы (цвет, форма), выполняет простые поручения, произносит не сложные предложения.
  • 36 месяцев – открыто демонстрирует привязанность к другим, обладает обширным диапазоном эмоций. Фантазирует, сортирует предметы по форме и цвету, использует местоимения и множественное число. При общении ребенок пользуется простыми предложениями и выполняет более сложные указания.

Конечно, каждый ребенок индивидуален и имеет свой темп развития. Но в целом, если малыш существенно отстает на каждом из вышеперечисленных этапов, то это повод обратиться к врачу и пройти всестороннее обследование.

К примеру, для дифференциации аутизма от умственной отсталость очень важно определить проблемы в профиле развития ребенка. При отсталости наблюдается более общая задержка развития, в отличие от аутизма. При РАС у пациентов неровное развитие, то есть они отстают в одних областях и в норме в других. В процессе дифференциации учитываются социальные, коммуникативные и другие навыки ребенка.

К кому обратиться?

Лечение атипичного аутизма

Для выбора методики коррекции РАС учитывается форма атипичного аутизма и индивидуальные особенности пациента. При этом в большинстве случаев полностью избавиться от расстройства невозможно. Но разработаны специальные методики, позволяющие улучшить качество жизни аутиста. [9]

Один из часто применяемых лечебных методов – это АВА-терапия (Applied Behavior Analysis). Она представляет собой прикладной поведенческий анализ, который стоит на первом месте среди лечебных методик РАС.

Согласно отзывам родителей, для достижения видимого положительного результата терапии, необходимо как минимум 10 часов занятий в неделю. К основным преимуществам АВА методики относятся:

  • Коррекция поведения аутиста.
  • Развитие речевых навыков.
  • Концентрация внимания.
  • Устранение сенсорной/моторной недостаточности.
  • Адаптация детей к нормальной жизни дома и в социуме.

Также пациентам рекомендованы такие лечебные методики:

  • Терапия сенсорной интеграции.
  • Нейропсихологическая коррекция.
  • Групповая терапия.

Подобное лечение чаще всего проходят в специализированных реабилитационных центрах. В терапии активно участвуют и родители. Их обучают правильному поведению с ребенком с синдромом, избегая нежелательных проявлений. Благодаря этому родители могут самостоятельно развивать малыша, способствуя его полноценной интеграции в социум.

При аутистических расстройствах очень часто наблюдаются патологические проявления, которые успешно поддаются медикаментозной терапии. Такое лечение позволяет повысить продуктивность коррекционной терапии, а в некоторых случаях прием лекарств становится остро необходимым.

Лекарственная терапия, назначаемая ребенку с РАС направлена на:

  • Купирование болевого синдрома. Не все пациенты с расстройством владеют речью и могут рассказать, что их беспокоит и где болит. Возможны ситуации, когда малыш искусывает в губы в кровь. Данный симптом рассматривают как аутоагрессию, хотя на самом деле проблема в зубной боли. Если распознан источник боли, то пациенту назначают обезболивающие препараты.
  • Коррекция поведенческих отклонений. Для РАС характерна аутоагрессия и импульсивное поведение. Правильно подобранные нейролептики улучшают состояние пациента и качество его жизни.
  • Сопутствующие соматические патологии. Согласно статистике, более 60% детей имеют нарушения со стороны ЖКТ, требующие медикаментозного лечения.
  • Коррекция сна. Очень часто пациенты с психоневрологическим расстройством не спят по ночам. Для устранения данной проблемы детям назначают средства с седативным действием.
  • Стимулирование развития. Для этих целей детям назначают ноотропные препараты. Правильно подобранное лекарство и дозировка позволяют улучшить речевые функции ребенка, достичь успеха в психолого-педагогической коррекции.

Выбором метода лечения занимается психолог и невропатолог, терапия подбирается индивидуально для каждого пациента.

Диета при атипичном аутизме

Лечение неспецифического первазивного расстройства развития предполагает комплексный подход, который включает в себя и диетотерапию. У более 75% аутистов наблюдаются различные обменные нарушения, которые проявляются в неправильном усвоении белков. К самым проблемным белкам относится глютен (содержится в злаках) и казеин (молоко и его производные). Ни глютен, ни казеин не имеют особой ценности для человеческого организма.

Учеными было установлено, что в организме человека с РАС глютен и казеин преобразуются в вещества, которые по своему механизму действия и свойствам сходны с наркотическими. То есть они оказывают деструктивное воздействие на психическое состояние и поведение, усугубляя имеющийся комплекс различных нарушений. Также считается, что данные белки в сочетании с грибковыми инфекциями могут привести к повышенной проницаемости кишечника. Это повышает риск развития ЖКТ расстройств, аллергий, дерматологических заболеваний.

Исходя из этого, диета для аутистов является разумным решением. Лечебное питание рекомендуется начинать с 6-8 месячного возраста. Для этих целей используют отдельно безглютеновое и безказеиновое меню. Также рекомендуется свести к минимуму продукты с высоким содержанием крахмала, консервантов, соли, сахара.

  1. Безглютеновая (алютеновая) диета при атипичном аутизме. Данный режим питания предполагает отказ от продуктов, которые изготовлены с применением глютенсодержащих злаков (пшеница, овес, рожь, ячмень, ячменный солод). То есть больному противопоказаны хлебобулочные изделия, а также покупные снеки (чипсы, сухарики, картофель фри), злаковые хлопья и мюсли, консервы с томатной пастой, покупные соусы и заправки, шоколад. То есть питание должно быть основано на домашней кухне с тщательно подобранных продуктов. [10]
  2. Безказеиновая диета для пациентов с атипичной формой РАС. Под запрет попадает молоко животного происхождение, а также сыры, йогурты, ряженка, масло сливочное и маргарин, мороженое. Для компенсации витамина D, который содержится в молоке, пациентам назначают минеральные комплексы и пищевые добавки. [11]

Обе вышеописанные диеты рекомендуется практиковать в комплексе с безсоевым питанием. Соевые протеины, как казеин и глютен неправильно усваиваются, вызывая деструктивные психические и физические реакции в организме больного. То есть для аутистов противопоказаны все продукты, содержащие сою и ее полуфабрикаты.

Что можно есть при атипичном аутизме:

  • Овощи – цветная капуста, баклажаны, кабачки, огурцы, листовой салат, морковка, лук, фасоль.
  • Безглютеновые крупы – риск, гречка, просо, амарант, киноа, сорго, саго.
  • Фрукты – виноград, персики, сливы, груши, абрикосы. Из фруктов можно делать соки, домашнее варенье, пюре.
  • Мясо – нежирная свинина, курица, индейка, кролик и другие виды диетического мяса.
  • Рыба – сардина, скумбрия, салака, килька, сельдь.

В качестве заправки для блюд можно использовать растительные масла (оливковое, подсолнечное, грецкого ореха, тыквенное, виноградных косточек, конопляное) и уксус (винный, рисовый, яблочный). Также в пищу можно добавлять зелень, сухофрукты, продукты пчеловодства.

Что нельзя есть при РАС:

  • Сахар и искусственные сахарозаменители.
  • Консерванты и красители.
  • Продукты с пищевыми добавками с литерой «Е» в названии.
  • Крахмалосодержащие овощи.
  • Говядина.
  • Мясные полуфабрикаты.
  • Магазинные колбасы, сосиски, сардели.
  • Крупная рыба (опасна из-за риска содержания в ней ртути).
  • Яйца (кроме перепелиных).

При составлении рациона необходимо следить за реакцией организма на те или иные продукты. Особенно на цитрусовые, грибы, орехи, яблоки, томаты, бананы. Если диета правильно составлена, то она дает положительные результаты и ее можно сделать пожизненной. Помимо вышеописанных диет, пациентам рекомендовано кетогенное и низкооксалатное питание.

Профилактика

На сегодняшний день не разработано эффективных методов для профилактики психоневрологических патологий, в том числе и атипичного аутизма.

Существует ряд общих рекомендаций для родителей, которые позволяют снизить риск рождения малыша с РАС:

  • Планирование беременности и ее правильное введение (лечение хронических патологий и предупреждение их обострения, регулярные плановые осмотры).
  • Своевременное лечение инфекционных заболеваний женщины в период вынашивания.
  • Устранение стрессовых факторов и раздражителей, отказ от вредных привычек (у многих родителей детей с аутизмом выявляют вегетососудистые расстройства, алкоголизм, наркоманию, маниакально-депрессивный синдром).
  • Амальгамовые пломбы у матери (такие пломбы на 50% состоят из ртути и могут выделять токсин в кровь).

В период беременности будущей маме рекомендуется перейти на здоровое питание, то есть не употреблять продукты с ГМО, повышенным содержанием глютена, казеина. Также следует перейти на безопасные моющие средства, так как бытовая химия оказывает влияние на организм матери и плода. Особое внимание нужно уделить питьевой воде, поскольку в неочищенной жидкости могут присутствовать тяжелые металлы.

Прогноз

Атипичный аутизм имеет благоприятный прогноз в том случае, если он протекает без умственной отсталости и был своевременно диагностирован, то есть выявлен на ранних стадиях. В остальных случаях исход заболевания неоднозначен, так как сценарий развития РАС может быть самым различным.

Правильно подобранная лечебная методика позволяет остановить прогрессирование неспецифического первазивного расстройства развития, а в некоторых случаях и полностью восстановить состояние пациента. При этом пациент и в дальнейшем будет постоянно наблюдаться у невропатолога, психолога и психиатра. Это необходимо для контроля его состояния и своевременной диагностики обострений расстройства.


Сообщите нам об ошибке в этом тексте:
Просто нажмите кнопку "Отправить отчет" для отправки нам уведомления. Так же Вы можете добавить комментарий.