^

Здоровье

A
A
A

Аграфия

Способность излагать мысли на бумаге, да и просто правильно писать слова соединяет в себе несколько функций: речевую, восприятия информации и моторную. Нарушение этой способности вплоть до полной ее потери при сохранении моторики кисти руки и интеллекта называют аграфия (буквально – отрицание письма).

Код по МКБ-10

R48.8 Другие и неуточненные нарушения узнавания и понимания символов и знаков

Эпидемиология

Медицинская статистика отмечает, что разнообразные формы дезорганизации письменной речи достаточно часто отмечаются у взрослых как частное проявление более широких синдромов афазии либо когнитивных расстройств. Наиболее распространенный фактор риска возникновения аграфии – острое нарушения мозгового кровообращения. Ежегодно с этим диагнозом госпитализируют от 460 до 560 человек на каждые 100 000 жителей планеты.

Как особую форму выделяют врожденные нарушения устной и письменной речи, подразумевая продолжительную невозможность обучения чтению и письму ребенка, при том что все остальные функции его психики находятся в пределах нормы или имеют незначительные отклонения, в том числе и интеллект. Хотя, безусловно, такие пороки гораздо чаще встречаются среди умственно отсталых детей с наследственно отягощенным семейным анамнезом – дети психопатов, эпилептиков, алкоголиков.

Причины аграфии

К появлению частичной или полной утраты уже сформированной письменной речи приводит распад психических функций, участвующих в ее реализации и контроле. Изолированно данная патология практически не встречается. В основном аграфия является частью симптомокомплекса при нарушениях речи, причем даже не ведущей. Причиной разных вариаций неспособности писать становится локализация повреждения коры головного мозга. При поражении тыльного участка II лобной извилины доминирующего полушария может наблюдаться изолированная аграфия, патологический процесс на границе угловой и второй затылочной извилины приводит к сочетанию с алексией (нарушением способности читать и воспринимать прочитанное). Очаги поражения в теменно-затылочной зоне вызывают аграфию как симптом моторной афазии, а на границе первой височной извилины с надкраевой – приводят к значительным нарушениям письменной речи.

Упомянутые области головного мозга могут быть повреждены в результате новообразования, черепно-мозговой травмы, воспалительных процессов инфекционной и неинфекционной природы, геморрагии и ишемии сосудов головного мозга, интоксикации различного генеза, нейрохирургической операции.

Факторы риска

Факторы риска развития аграфии в детском возрасте: внутриутробное поражение головного мозга в результате патологической беременности матери, асфиксия новорожденного, родовая травма, тяжелые инфекционные заболевания в постнатальном периоде.

Патогенез

Патогенез аграфии связан с нарушениями по каким-либо из перечисленных выше причин межполушарной организации психической деятельности. Речевые процессы управляются доминантным полушарием и обеспечиваются совместными скоординированными действиями тыльнолобных, височных, переднезатылочных и нижнетеменных зон коры головного мозга, при их поражении нарушается способность использовать письменную речь.

Патогенетическими звеньями этого достаточно сложного процесса могут выступать различные мозговые расстройства и, следовательно – он может проявляться в разных формах, что следует учитывать при восстановлении способности излагать речь на бумаге.

  1. Расстройство устной речи, безусловного владения ею, неспособность анализировать события и связно выражать свои мысли вслух вызывают речевые аграфии, как симптом синдрома моторного или сенсорного нарушения уже сформированной речи (афазии). Обычно соответствуют повреждениям коры головного мозга в области верхних височных, тыльных лобных либо нижних участков темени.
  2. Нарушение сенсорного и гностического восприятия и их взаимодействия вызывает гностические (неречевые) аграфии. Они являются признаками синдрома нарушения восприятия (слухового, оптического, пространственного, их сочетаний). Обычно соответствуют поражению участков коры головного мозга в зоне темени и затылка.
  3. Разлад тонкой моторики рук, различных видов их адекватно координированных действий (расстройства переключаемости, подвижности и прочие), а также – мотивации, регуляции, контроля своей деятельности вызывает аграфию как расстройство целенаправленного поведения. Соответствует повреждениям лобных отделов коры левого полушария головного мозга.

Симптомы аграфии

Первые признаки заболевания проявляются, когда человеку нужно что-либо написать. Он правильно берет в руки ручку или карандаш и не может вспомнить ни одной буквы и воспроизвести их на бумаге либо не в состоянии соединить буквы в слоги, а слоги в слова. Иногда текст, написанный пациентом или скопированный им, зеркально симметричен – эта форма характерна для левшей. Аграфия может выражаться в бесконечном повторении одного и того же буквенного сочетания – полиграфия, или в написании буквенно-словесной абракадабры, лишенной всякого смысла, – параграфия.

В легкой стадии заболевания больной пишет с ошибками и пропусками, но читабельный текст. Может, пусть и не всегда правильно, скопировать его или написать под диктовку. При тяжелых формах – аграфики не могут воспроизвести ни одной буквы, пишут какие-то кружочки или черточки, иногда правильно написав буквы, не могут соединить их в слоги и слова.

Различают разные виды нарушения письменной речи. Изолированная аграфия встречается крайне редко, как правило она сочетается с алексией – расстройством смыслового восприятия, осмысления и удержания в памяти прочитанной информации. Иногда нарушается только плавность чтения, в тяжелых случаях пациент не узнает буквы и не может сложить их в слова, путает визуально похожие буквенные символы. Алексия и аграфия – входят в симптомокомплекс различных видов нарушений речевой функции (афазии).

Если аграфия – это утрата способности писать, то дисграфия у детей – это неспособность или большие затруднения в процессе овладения письмом, выражающиеся в письме с постоянными ошибками, при отсутствии дефектов слуха и умственной отсталости. Обычно при этом затруднения с письменной речью неразрывно связаны с неспособностью овладеть чтением (дислексия). Большая роль в генезе этих патологий отводится наследственности.

К вторичным дисграфии и дислексии в детском возрасте относят расстройства письма и чтения, если ребенок не справляется с нагрузками в начальной школе, не укладываясь во временные рамки по скорости чтения, делая ошибки в письменных заданиях или, не обладая хорошей слуховой памятью, не может пересказать заданный текст. Вторичные дисграфию и дислексию у детей не относят к патологическим.

Дисграфия у взрослых – частичная или полная неспособность к письменной речи, рассматриваемая в симптомокомплексе разных видов синдрома афазии.

Агностические расстройства часто сочетаются друг с другом, так аграфия (неспособность писать) может проявиться одновременно с акалькулией – нарушением восприятия цифр, утратой возможности считать и производить арифметические действия. Больной не может вспомнить и записать не только буквенный, но и цифровой ряд, не имеет возможности сравнивать числовые значения. Иногда болезнь проявляется как невозможность произвести конкретное арифметическое действие, например, пациент на может вычитать числа, но сложение не вызывает у него затруднения. Либо человек не воспринимает числа, в составе которых имеется какая-нибудь конкретная цифра, например, «5».

Нередко неспособность считать и писать сопровождается нарушениями устной речи, утратой способности читать. При поражениях височной зоны –нарушается акустическое восприятие, затылочной – визуализация, префронтальной – функции планирования и контроля.

Моторная аграфия возникает при расстройстве функций тыльных лобных корковых участков мозга. Она подразделяется на эфферентную, когда нарушается кинетическая основа устной речи, то есть способность произносить слоги и слова целиком. При этом у больного при письме наблюдается несоблюдение необходимой буквенной последовательности в слогах и словах, а написание самих буквенных символов не страдает. И афферентную, когда больной не различает отдельные звуки, близкие по произнесению – выполнению артикуляторных движений.

Симптомами эфферентной моторной аграфии является множество ошибок в письменном тексте, вплоть до полной невозможности писать. Человек может писать очень медленно, измененным почерком с угловатыми не слитными буквами. Наблюдаются перестановки и пропуски букв, повторы слогов и слов, в тексте встречаются недописанные слова, нарушается структура предложения, понимание его смысла. При тяжелой степени поражения пациенты не могут написать ничего, кроме речевых стереотипов (имя, фамилия, адрес, страна проживания и прочее).

У пациентов с афферентной формой расстраивается кинестатическая основа речевой моторики. Она часто встречается в симптомокомплексе моторной афазии. Данный вид аграфии характеризуется потерей ощущения артикуляторных границ при дифференциации близких по воспроизведению звуков. Характерные симптомы: замена при написании слов и предложений одних букв другими, означающими звуки с похожей артикуляционной техникой воспроизведения; пропуск букв, означающих согласные звуки при их стечении или гласные; посередине слов могут быть пропущены слоги. Этому виду аграфии свойственно нарушение всех разновидностей письма, кроме переписывания текста. Наиболее нарушен процесс написания под диктовку и выражения своих мыслей на бумаге. Автоматизм письма практически отсутствует. Характерно полное или частичное непонимание смысла написанного, однако, более или менее сохраняется линейная единица речи и компоновка записанной фразы.

Амнестическая или чистая аграфия обнаруживается, когда больной не может сопоставить звуковую единицу языка с ее изображением на бумаге. В тексте, написанном на слух или самостоятельно наблюдаются грубые грамматические ошибки, пропущенные буквы – в словах, в составе фраз недостает слов, нарушена пунктуация. Предложения могут быть записаны справа налево (зеркально). Наиболее читабельный текст получается при переписывании.

Сенсорная аграфия сопряжена с нарушениями восприятия звуков, связанными с расстройством звукоразличения (дефектами сенсомоторного механизма акустического восприятия речевых звуков), следовательно, основным симптомом этой формы заболевания является невозможность писать вообще и, главным образом, под диктовку. Самостоятельное письмо тоже распадается, может частично сохраниться способность переписывать тексты, однако автоматизм этого действия исчезает и остается только способность к копированию по одной букве. У пациентов выявляется либо полная неспособность к письму, либо грубые расстройства этой способности. Идиограммное письмо может сохраниться, при легких степенях поражения текст в изобилии наполнен буквенными параграфиями, при этом замена букв происходит по кинестатическому признаку (означающих звуки, подобные по воспроизведению). Данный вид аграфии обычно является частью симптомокомплекса синдрома сенсорной афазии – расстройства активной речи и самостоятельного письма, а также ее восприятия и понимания.

Некоторые специалисты выделяют еще одну форму аграфии – акустическо-мнестическую, возникающую вследствие некоторых морфологических особенностей строения II височной извилины левого полушария. Это недостаточно изученная патология и не все специалисты согласны с ее выделением в отдельный вид аграфии.

Акустическо-мнестическая аграфия характеризуется расстройством высших процессов организации письма. Симптомами этого вида служит субъективное ощущение больного, что он не может писать. Нарушается не навык к письменной речи, а ее уровень, пропадает автоматизм процесса, больной полностью неспособен писать самостоятельно, хотя его навыки не затронуты и восприятие звукового ряда не нарушено. У больных одномоментное восприятие информации (симультанное) заменяется на пошаговое (сукцессивное), растянутое во времени. При нарушении пошаговых действий целостностная картина прочитанного или прослушанного текста не складывается. У больного нарушается объем звукового восприятия, он путает названия действий и предметов, повторяется, возникает путаница в буквенных символах, при этом у него сохраняются остальные формы восприятия, не нарушено внимание, общая мотивация, целенаправленность и вербальное поведение.

При этой форме аграфии написание текстов осознанное, произвольное и очень замедленное. Типичные ошибки при написании – не законченные слова, замена частей слова.

Апрактическая аграфия возникает обычно при идеаторной форме речевого расстройства. При этом больной теряет навыки к привычным планомерным и преследующим определенную цель действиям. Он не в состоянии вспомнить, как взять в руки ручку и последовательность дальнейших действий ему тоже неведома. Поскольку нарушается сама моторная организация процесса письма, нарушены все виды письменной речи, даже простое копирование не представляется возможным. Текст получается с грубыми искажениями, пространственное соотношение его элементов нарушено, у тяжелых больных вместо букв получаются только хаотично расположенные черточки. Поражена в данном случае граница между надкраевой извилиной и угловой, гораздо реже такая форма аграфии сопутствует очагам в тылу II лобной извилины.

Оптико-пространственная аграфия – вариант оптической, затрагивающей зрительный образ буквы, соответствующей определенному звуку, и его пространственную форму. Кроме этого вида выделяют еще оптическую, оптикомнестическую, апрактогностическую формы патологии. Последняя встречается крайне редко. Все четыре вида связаны тем, что графический образ звука не воспринимается как зрительный объект, при сохраненном аудио-восприятии.

Такие формы аграфии соответствуют очагам в нижних отделах теменной области коры головного мозга. При этом нарушается визуализация образа и его сопоставление с графической формой. Больной слышит и различает звуки, но не может воспроизвести на бумаге букву, особенно трудно ему дается изображение пространственно ориентированных буквенных символов, каковых в алфавите большинство. В симптоматике присутствуют пространственные искажения букв, их элементов и сочетаний, затруднения при подборе нужной буквы.

Оптическая аграфия – отличается от предыдущей формы заболевания тем, что больной не помнит вообще зрительный образ буквы, обозначающий конкретный звук, у него нарушено распознание зрительного образа буквенного символа. Характерными симптомами являются замены букв, подобных по внешнему виду, длительные поиски нужной буквы, очень медленная и произвольная письменная речь. Для оптической формы заболевания часто сохраняется возможность писать, например, только печатными буквами или, наоборот, рукописными, при невозможности перехода от одного типа письма к другому.

Оптико-мнестическая аграфия – нарушения выражаются в том, что больной помнит, как выглядят буквенные символы, может их написать, но не помнит их значения, и обозначает звуки существующими, но не соответствующими им буквами. Данная форма аграфии обычно является симптомом амнестической афазии, при которой больной не может вспомнить названия предметов.

Апракто-агностическая аграфия характеризуется искажением написания букв, графема при этом сохраняется.

При нарушениях психологической деятельности могут развиться такие виды аграфии как динамическая, когда нарушается порядок структурирования предложения, согласования слов внутри него и предложений в тексте, и семантическая, когда затруднения возникают при употреблении сложных логических грамматических конструкций, передающих оттенки значений, сравнения и прочие. При подобных расстройствах нарушается письменная речь на высших ступенях ее организации как средство выражения мысли. Нарушения сенсорики и моторики письменной речи при этом не происходит.

Осложнения и последствия

Поскольку утрата способности писать, частичная или полная, спровоцирована патологическими процессами, развивающимися в коре головного мозга, то последствия даже незначительных признаков аграфии могут быть очень серьезными. Поэтому появление первых признаков расстройства письменной речи должно быть поводом к серьезному обследованию головного мозга, так как оно может сигнализировать о наличии развивающейся опухоли, ишемического процесса, микроинсульта, своевременное лечение которых может привести к полному восстановлению функций, а запущенный процесс чреват усугублением, инвалидизацией и даже летальностью. У человека, потерявшего возможность к написанию текстов, сильно снижается уровень самооценки, качества жизни, вероятности найти работу и вести самостоятельное независимое существование.

Диагностика аграфии

Установить, что больной утратил в каком-либо объеме способность пользоваться письменной речью особых затруднений не представляет. После изучения жалоб больного, ему предлагается выполнить тесты на письмо под диктовку, переписывание, самостоятельное и идиограммное. Анализируются возможности пациента и виды ошибок, сделанных при выполнении теста.

Обследуются не только речевые процессы пациента. Обязательно всесторонне оценивается состояние его двигательных и познавательных функций.

Гораздо сложнее установить причину возникшей патологии. Иногда она лежит на поверхности, если появлению аграфии предшествовала травма, тяжелая инфекция, в других случаях должны быть обнаружены более скрытые причины. В установлении причин и глубины возникшей патологии используются лабораторные и инструментальные диагностические методы.

Больному назначаются клинические анализы. Указать на непосредственную причину аграфии они, конечно, не смогут, но они необходимы для оценки общего состояния пациента и выявления воспалительных, интоксикационных процессов, сопутствующих заболеваний.

Современные инструментальные исследования – электро- и ЭХО-энцефалография, рентгенография черепа, исследование циркуляции крови в сосудах головного мозга (реовазография), магниторезонансная или компьютерная томография, по необходимости с применением контраста, поможет точно определить место поражения коры головного мозга.

Дифференциальная диагностика

Дифференциальная диагностика проводится на завершающем этапе обследования. Объединив данные анамнеза, их рассматривают с точки зрения определения мозговой патологии, вызвавшей нарушение письменной речи.

К кому обратиться?

Лечение аграфии

Процесс восстановления способности к письменной речи – многоэтапный и многокомпонентный. Прежде всего, лечат основное заболевание, иногда требуется хирургическое вмешательство. Пациента ставят на учет к специалисту по психиатрии или неврологии, он проходит курс медикаментозного лечения. Параллельно назначаются занятия с логопедом, который с помощью специальных занятий восстанавливает работу участков коры головного мозга. Особенно благотворны музыкальные занятия – пение, игра на музыкальных инструментах. Они развивают (восстанавливают) мелкую моторику рук и пальцев. Логопедическая ритмика, диктанты, изложения, чтение – такие регулярные занятия, как индивидуальные, так и коллективные, бывают очень результативны, особенно при своевременном обращении с проблемой к специалистам.

Медикаментозная терапия призвана, прежде всего, обеспечивать питание клеток головного мозга, прекращение роста очага ишемизации и восстановление кровообращения на этом участке.

Для восстановления функций головного мозга может быть назначен Церетон. Действующий ингредиент лекарства – холина альфосцерат. Попадая в организм, он преобразуется в необходимый для нормального функционирования нервной системы ацетилхолин (проводник межнейронных импульсов) и строительный материал для поврежденных мембран нейронов – фосфатидилхолин. Восстанавливается нарушенное мозговое кровообращение и функции нервных окончаний. Действие препарата проявляется в ускорении импульсов между нейронами и регенерации поврежденных клеточных оболочек, что становится заметно по устранению реактивной заторможенности пациента, улучшению его памяти, концентрации внимания, обучаемости. Уходит неврологическая симптоматика и улучшаются поведенческие стереотипы.

Препарат элиминируется преимущественно через легкие с выдыхаемой углекислотой (примерно на 85%), оставшаяся часть выводится с почками и кишечником. В качестве восстановительного препарата капсулы принимают в течение полугода, при этом в утренний прием рекомендуется проглотить две капсулы, во время обеда – еще одну. Препарат рекомендован взрослым пациентам. Его не нужно принимать беременным и кормящим женщинам и при аллергии на составляющие. Наиболее часто возникающая побочная реакция после приема – тошнота, иногда могут наблюдаться диспепсические и неврологические расстройства.

Чтобы восстановить нарушенные в результате инсультов, интоксикаций, травм и операций мыслительные функции, применяются и другие препараты с ноотропными свойствами. Например, Ноотропил (активный компонент – пирацетам). Данное лекарственное средство представлено множеством синонимов (Церебропан, Циклоцетам, Энцефалукс, Эументал, Нооцефал, Пиратам, Пирроксил, Эувифор, Неутрофин, Нооцебрил, Норотроп и прочие). Оно оказывает позитивное влияние на метаболические процессы, в частности, усвоение глюкозы, и мозговое кровообращение, активизирует ферменты окислительно-восстановительных реакций, способствует уменьшению площади ишемизированных участков коры головного мозга, увеличивает устойчивость нервных клеток к кислородному голоданию и действию токсических веществ. Ноотропное действие основано на увеличении выработки в клетках мозга дофамина и норадреналина, а также – в межклеточных синапсах ацетилхолина. Элиминируется почками, в спинномозговой жидкости сохраняется дольше, чем в других органах и тканях, то есть имеет наибольшее сродство к тканям мозга. Можно применять для лечения детей с годовалого возраста, беременным и кормящим женщинам применять, соизмеряя соотношение риск/польза. С осторожностью использовать аллергикам с непереносимостью фруктозы. Побочные действия имеют неврологический и диспепсический характер. Лечение длительное, применяют в суточной дозе 2,4г, разделенной на три приема перед едой. Со временем дозировку снижают до минимально эффективной, отменяют постепенно. Максимально можно назначать в начале лечения суточную дозу 4,8г. Детям дозу рассчитывает педиатр-невролог (не более 0,03-0,05г в сутки).

Могут быть назначены препараты нейроаминокислот. Например, Фенибут, улучшающий кровообращение в сосудах головного мозга и восстанавливающий обменные процессы в его клетках. Увеличивает интеллектуальную работоспособность, снижает негативные психоэмоциональные симптомы. Вследствие приема препарата достаточно быстро улучшается внимание, память, скорость восприятия и точность ответных реакций. Хорошо абсорбируется, тропен к мозговым тканям. Элиминируется преимущественно почками. Не назначается детям до восьми лет, беременным и кормящим женщинам, при его непереносимости. Побочные действия аналогичны предыдущим препаратам, малотоксичен, но дозировку, назначенную врачом превышать не стоит. Стандартная доза составляет 0,75-1,5г в сутки, разделенная на три приема. Принимают препарат до еды. Пожилым людям не рекомендуется назначать высшую дозировку, для взрослых в случае необходимости суточная доза может составить 2,25г. Дети в возрасте 8-14 лет обычно принимают в сутки 0,75г препарата.

Глицин, комбинация одноименного активного компонента с витаминами В1, В6, В12, регулирует метаболизм, умственную активность и другие сферы нервно-психической деятельности. Хорошо преодолевает гематоэнцефалический барьер, не кумулируется в органах и тканях, выводится в виде метаболитов: вода и углекислый газ. Противопоказан только в случаях аллергии на компоненты. Препарат должен назначать врач, стандартная дозировка предполагает прием одной таблетки от двух до четырех раз в сутки.

Метаболические процессы в коре головного мозга, питание ее клеток и кровообращение можно нормализовать с помощью препаратов, содержащих только витамины. Например, Аскорутин, содержащий витамин С и Р (рутин), укрепляет сосуды, благотворно влияет на эритропоэз, препятствует тромбообразованию. На применяется совместно с препаратами, разжижающими кровь.

При нарушениях мозгового кровообращения в зависимости от состояния больного врач может назначить разные комплексы, содержащие витамины группы В.

Ангиовит (витамины В6, В9, В12) назначают при увеличении концентрации сывороточного гомоцистеина для его нормализации при нарушениях мозгового кровообращения. Применяют по одной таблетке в сутки в течение трех-четырех недель.

Пентовит дополнительно к уже перечисленным содержит витамины В1 и В3, компенсирует дефицит входящих в его состав витаминов, который нередко наблюдается при нервно-психических расстройствах, улучшает тканевое питание и метаболизм белков, жиров и углеводов. Назначается от шести до 12 таблеток в три приема после еды примерно в течение месяца.

Следует помнить, что витамины принимают только в составе комплексного лечения и только по назначению врача.

Все вышеописанные препараты, в том числе и витаминные, не сочетаются с алкоголем.

Физиотерапевтическое лечение увеличивает чувствительность организма к лекарственной терапии, позволяя сократить сроки приема препаратов и их дозировки. На начальных этапах заболевания может использоваться самостоятельно, обычно же – включается в комплекс лечения.

В неврологической практике применяется: лазеротерапия, магнитотерапия, дарсонвализация, лекарственный электрофорез, кислородные и йодобромные, а также сухие углекислые ванны.

Народное лечение

В домашних условиях можно тоже организовать занятия с больным – писать с ним диктанты и изложения либо просто буквы. С целью питания клеток мозга и активизации мозгового кровообращения можно использовать в комплексном лечении рецепты народной медицины. Однако, прежде чем восстанавливать мозговые функции таким способом, необходимо проконсультироваться с лечащим врачом относительно безопасности применения выбранных Вами методов и их сочетания с назначенными медикаментами.

Самый простой и безопасный способ очищения организма, вывода токсических веществ и обновления всех органов заключается в том, чтобы по утрам натощак сосать столовую ложку растительного масла. Апологеты данного метода утверждают, что действует он безотказно, только время, затраченное на лечение, зависит от степени запущенности заболевания: от острых состояний можно избавиться буквально за два дня, а на избавление от хронических – могут потребоваться годы. Для этого метода подойдет любое растительное масло, в частности, подсолнечное, в котором нет недостатка на нашей территории. Масло берется нерафинированное. Проснувшись утром, взять в рот примерно столовую ложку масла и сосать его как конфету во рту, стараясь, чтобы оно попадало и под язык. Делать это нужно не менее четверти часа, глотать содержимое нельзя, поскольку оно ставится токсичным. По окончании процесса его нужно выплюнуть в канализацию или даже закопать в землю. В процессе сосания масло сначала густеет, в затем становится жидким и приобретает белый цвет – можно выплевывать. После процедуры – ополоснуть рот чистой водой.

Более трудоемким, но и гораздо более приятным является очищение организма с помощью свекольного кваса. Готовят его следующим образом: три средних корнеплода вымыть щеткой для овощей (не чистить!), нарезать как на салат (мелкими кубиками) и сложить в эмалированную кастрюлю емкостью три литра (можно в стеклянную банку), насыпать две столовые ложки сахарного песка. Закрыть крышкой. Настаивать в течение двух суток при температуре около 20℃, помешивая содержимое дважды в сутки. Затем засыпать в посуду два стакана чистого изюма (без косточек). Оставить еще на неделю, помешивая содержимое по-прежнему дважды в сутки. Процесс очищения начинают на восьмые сутки: принимать по столовой ложке кваса перед четырьмя приемами пищи. Рекомендуется провести трехмесячный курс, затем сделать перерыв. Гипотоникам такое очищение не подходит, поскольку свекла снижает артериальное давление.

Листья реликтового дерева Гинкго Билоба давно уже признаны и официальной медициной как универсальное средство для улучшения мозгового кровообращения и метаболизма. Растение повышает устойчивость клеток мозга к гипоксии, обладает антиоксидантными качествами, оказывает спазмолитическое действие и препятствует развитию отека мозга. С его помощью реабилитация после операций на головном мозге, инсульта и черепно-мозговых травм происходит гораздо быстрее. В аптеках представлены разные формы фитопрепаратов, приготовленных из листьев Гинкго Билоба. Это безрецептурные средства: настойки, капсулы, экстракты и масла. Каждая форма выпуска сопровождается инструкцией по применению.

Данные препараты нельзя применять при язвенных и эрозивных поражениях желудочно-кишечного тракта, острых нарушениях мозгового и коронарного кровообращения, а также – гипотоникам, беременным и кормящим женщинам, людям, принимающим препараты, разжижающие кровь.

Народные целители не возражают против наружного использования листьев Гинкго Билоба и для лечения детей, однако официальная педиатрия этого не одобряет.

Для стимуляции обменных процессов в народной медицине применяется лечение травами. Например, рекомендуется приготовить следующее многокомпонентное средство на травяном настое: взять на три литра холодной воды по 100г травы тысячелистника и полыни, и столько же сосновых почек. Закипятить в эмалированной кастрюле и оставить на ночь, утром отцедить. Всыпать в кастрюлю с настоем килограмм сахарного песка, влить один стакан сока алоэ, все это закипятить и оставить до следующего утра. Опять отцедить и закипятить еще раз, затем настаивать в течение семи часов. В этот настой добавить килограмм светлого цветочного меда, 500мл качественного коньяка, 100г бефунгина. Хорошо перемешать, разложить по стеклянным банкам и настаивать в теплом, защищенном от света месте в течение недели. Пить одну столовую ложку трижды в день за полчаса до приема пищи. Рекомендуется провести трехмесячный курс лечения.

С этой же целью применяется свежий березовый сок, а не в сезон – листья или почки. Березовая продукция выводит из организма все лишнее, стимулирует метаболические процессы и способствует омоложению всех органов и тканей – пациент чувствует прилив сил, становится энергичным и сообразительным. Для настоя используются как молодые листья и почки, так и сушеные (продаются в аптеке). Заваривают их из расчета 10г на 200мл кипятка.

Для восстановления мозгового кровообращения в период реабилитации после его острого нарушения рекомендуют на протяжении двух-трех месяцев принимать три или четыре раза в день по трети (четверти) стакана травяного настоя. Сначала необходимо смешать высушенные и измельченные части растений: по горсти травы тимьяна и душицы; по две горсти листьев мяты, корней валерианы и шишек хмеля; по четыре – листьев герани, цветков лабазника, травы пустырника и зверобоя. Добавить пять горстей иван-чая, хорошо перемешать. Засыпать в термос две столовые ложки сухой смеси и залить ½ литра кипящей воды. Оставить на ночь, утром процедить и принимать в течение дня.

Гомеопатия

Улучшить питание клеток мозга и микроциркуляцию крови в его сосудах могут включенные в схемы лечения или назначенные как монотерапия комплексные гомеопатические препараты.

Убихинон композитум обеспечивает очистку организма от токсинов и шлаков, стимулирует обменные процессы и тканевое дыхание, связывает свободные радикалы, уменьшает воспалительные и аллергические проявления.

Коэнзим композитум, обладает теми же свойствами за счет несколько иного состава гомеопатизированных компонентов. Эти комплексные лекарственные средства можно применять с любыми лекарственными препаратами. Они применяются как при острых нарушениях мозгового кровообращения, любых воспалительных и инфекционных процессах, при новообразованиях, так и в период реабилитации для повышения устойчивости к гипоксии и восстановления нарушенных процессов питания, дыхания и циркуляции крови. Производитель рекомендует чередовать два данных препарата для достижения быстрого лечебного эффекта и даже не исключает возможности их одновременного применения. Стандартный курс включает не менее десяти инъекций, однако частоту введения и длительность лечения должен назначить врач. Препараты могут быть назначены детям, Убихинон композитум не рекомендуется применять для лечения беременных и кормящих женщин, а применение в таких случаях Коэнзим композитума допустимо по решению врача.

Церебрум композитум оказывает разностороннее действие на работу головного мозга, в том числе улучшает взаимодействие между левым и правым полушариями. Укрепляет стенки сосудов, препятствует их охрупчиванию, оказывает умеренное сосудорасширяющее и спазмолитическое действие, активизирует клеточное питание. Применяется в реабилитационном периоде после перенесенных травм головного мозга, острых нарушений мозгового кровообращения, нейрохирургических операций, воспалительных и инфекционных заболеваний.

Все указанные выше препараты инъекционные, вводятся любыми способами. Аграфия становится заметной у детей, обычно, с шестилетнего возраста, им уже назначают взрослые дозировки. Препараты вводятся с частотой от одного до трех раз в неделю по одной ампуле.

Перорально можно принимать Убихинон и Церебрум композитум, разведя одну ампулу в 50мл чистой воды и выпив содержимое в течение дня равными порциями.

Для более эффективной и быстрой реабилитации после нарушения состояния нервной системы, особенно у пациентов с повышенной нервной возбудимостью, могут быть применены капли или таблетки Нервохеель. Этот препарат оказывает благотворное влияние на память, улучшает психоэмоциональный статус. Возможно применение в любом возрасте.

Безусловно, самым стабильным и эффективным препаратом окажется тот, который назначит специалист-гомеопат индивидуально. Гомеопатический арсенал применяется в разные периоды заболеваний, как острые, так и хронические. Средством первой помощи при травмах различной локализации, в том числе и черепно-мозговых, является Арника (Arnica).

Последствия травм и/или хирургических вмешательств на головном мозге хорошо купируются препаратами: Натриум сульфурикум (Natrium sulfuricum) и Геллеборус нигер (Helleborus niger). При геморрагических и ишемических инсультах могут быть назначены гомеопатические гранулы Вератрум виридэ (Veratrum viride), Барита карбоника (Baryta carbonica) и Барита йодата (Baryta iodata). Для восстановления сосудов головного мозга в ишемизированной зоне применяются Амбра гризея (Ambra grisea), Лахезис (Lachesis) и Фосфор (Phosphorus).

Хирургическое лечение

Больным с нарушениями письменной речи вследствие острого нарушения мозгового кровообращения, черепно-мозговой травмы, с новообразованиями головного мозга может быть показано оперативное лечение. Это могут быть операции открытого типа и малоинвазивные вмешательства, например, селективный тромболизис – растворение тромбов, закупоривающих сосуд, удаление гематом, возникших в результате инсульта или травмы, новообразований. Объем операции определяется типом патологии и состоянием пациента. Иногда оперативное вмешательство дает ощутимые и быстрые результаты.

Однако, иной раз нейрохирургическая операция и сама становится причиной аграфии.

Профилактика

Мерами предупреждения развития аграфии у человека, обладающего навыками письменной речи, является рациональное поведение, позволяющее максимально избегать черепно-мозговых травм и интоксикаций, и здоровый образ жизни, профилактирующий развитие новообразований, воспалений, острых нарушений кровообращения в сосудах головного мозга.

Профилактикой врожденной аграфии может стать сознательное и прагматичное отношение к рождению детей, которое позволит предотвратить патологии беременности и родов.

Если же родители обнаружили у ребенка симптомы аграфии, то незамедлительное обращение за медицинской помощью, вовремя установленный диагноз и проведенное лечение будет гарантией успешного устранения патологии. В домашних условиях нужно почаще заниматься с ребенком речевыми упражнениями, записать его в развивающие кружки, сделав акцент на музыкальных и танцевальных занятиях.

Прогноз

Лечение данной патологии может быть длительным, однако, у изолированной аграфии вероятность восстановить утраченную функцию достаточно велика (намного выше, чем в симптомокомплексе афазии). Большую роль играет своевременность начатого лечения и его комплексность.

Последнее обновление: 25.06.2018
!
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Медицинский эксперт-редактор

Портнов Алексей Александрович

Образование: Киевский Национальный Медицинский Университет им. А.А. Богомольца, специальность - "Лечебное дело"

Другие врачи





Поделись в социальных сетях

Сообщите нам об ошибке в этом тексте:
Просто нажмите кнопку "Отправить отчет" для отправки нам уведомления. Так же Вы можете добавить комментарий.