^

Общие принципы или законы физиологического питания детей

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 23.04.2024
Fact-checked
х

Весь контент Web2Health проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Принцип физиологической адекватности питания - максимальная степень соответствия пищевого продукта тем возможностям кусания, жевания, глотания, пищеварения, всасывания и метаболизации, которыми располагает ребенок данного возраста. При этом очень важно опираться на хорошо изученные естественные закономерности появления тех или иных возможностей ферментации, иммунологической переносимости или включения в пластические процессы. К понятию «адекватность» должны быть отнесены иммунологические, механические свойства продукта, его осмотические и вкусовые характеристики. В практике приходится сталкиваться и с «псевдоадекватностью» - кажущейся хорошей переносимостью того или иного продукта питания.

Подчеркивать это приходится потому, что дети обладают большой адаптивной пластичностью и способны быстро и эффективно приспособиться «переносить» многообразие продуктов питания. Можно говорить и о том, что такая адаптивная пластичность используется в самой возрастной физиологии. Возникающие в средние сроки гестации глотательные движения плода с заглатыванием околоплодных вод являются новой ступенью адаптации желудочно-кишечного тракта со всеми ферментными системами пристеночного пищеварения к будущему энтеральному молочному питанию. Такую же очень плавную систему мер переадаптации используют семья и педиатр, регулируя постепенное приучение ребенка к густой пище при введении прикормов. Но нередко приходится констатировать, что и относительно грубые диетологические «эксперименты» дети переносят без грубых клинических срывов. Имеются наблюдения вполне спокойной реакции детей нескольких дней или недель жизни на докармливание простыми молочными смесями, включая и цельное молоко или кефиры, или на раннее введение прикормов, основанных на глютенсодержащих злаках. Дети вынуждены подчиняться и доверять взрослым. Однако подобная адаптация всегда представляет собой «зигзаг» на пути нормального развития. Такие явления можно представить как частные проявления общего феномена «адаптирующего развития».

Преждевременное возникновение или усиление функции, обусловленное вынужденной адаптацией, с одной стороны, приводит к относительному отставанию в других направлениях роста и дифференцировки, создавая гетерохронии развития, а с другой - к конечной неполноте формирования той функции, которая была индуцирована преждевременно. Это один из общих законов природы развития. Искусственное вскармливание афизиологито для ребенка, оно неизбежно генерирует существенные биологические особенности и изменения спектра заболеваемости в последующей жизни старших детей, подростков и взрослых. К ним приходится относить такие, как гиперлипидемии, гиперинсулинемии, тучность и ожирение, ранний атеросклероз, нарушения поведения и способности формировать отношения, сниженную способность к обучению.

В настоящее время не вызывает сомнений, что естественное вскармливание нельзя рассматривать как исключительно нутриентное и энергетическое обеспечение. Как эквивалент и продолжение пуповинной связи внутриутробного периода грудное молоко несет в себе самый широкий комплекс регулирующих и информационных носителей - гормонов, биологически активных веществ и стимуляторов дифференцировок отдельных систем и органов, факторы иммунологического регулирования и толерантности. Очень важной в естественном вскармливании является уникальная система психо логического и социального импринтинга в процессе кормления грудью, а также специфический механизм сосательного усилия и напряжения. Вместе с тем, являясь только компонентом комплексного эффекта грудного вскармливания, сам по себе феномен питания через материнское молоко является «золотым стандартом» диететики. На «уроках» грудного вскармливания можно раскрывать многие базисные принципы диетологии развития.

trusted-source[1], [2], [3], [4]

Принцип достаточности энергетического обеспечения

Может показаться несколько искусственным, так как повторяет формулу основного предназначения питания для ребенка любого возраста.

Питание или его энергетические характеристики должны быть достаточны для покрытия всех энерготрат и обеспечения роста. В любой ситуации основные функции ребенка - наращивание массы тела, рост и дифферен- цировки - должны выполняться. Дети (как и беременные женщины) никогда не должны худеть или останавливаться в накоплении массы тела. Акцент на энергетическую обеспеченность питания ребенка необходим в связи с тем, что она требует особого внимания или поддержки со стороны врача. В общей структуре энерготрат, куда входят основной обмен, специфически-динамическое действие пищи, затраты на физическую активность, стресс, потери, связанные с экскрецией, затраты на рост и развитие являются всегда последними по очередности. Более того, можно говорить и о том, что их покрытие осуществляется «по остаточному принципу», уже после компенсации всех других энергетических задолженностей. Чем более возрастают «другие» затраты, тем более высок риск недообеспечения роста и развития.

Легко себе представить, что в те периоды детства, когда энерготраты роста становятся относительно небольшими (5-8% от общего баланса энергии), даже не столь выраженное снижение аппетита или рост конкурирующих затрат энергии могут стать причиной отставания ребенка в росте и развитии.

Примеры можно найти в любой ситуации с увеличением физической активности. Например, форсирование режима тренировок в спортивной секции сопровождается снижением скорости роста или даже его остановкой.

Иллюстрацией этому является и вся клиническая картина детских болезней, где снижение темпов роста и увеличения массы тела можно наблюдать на фоне лихорадочных состояний и стресса, даже при сохранности аппетита и обычного для ребенка рациона питания. Любая, в том числе самая объективно вынужденная, энергетическая недостаточность питания, создающая ограничения скорости роста, является существенной альтерацией развития и создает необратимые изменения в его качественных характеристиках. Педиатр должен представлять себе «системность» процессов роста. Вряд ли следует считать драматическим событием «недобор» 1-2 см роста в каком-то возрастном периоде. Но это ничтожное отставание в росте скелета может отражать гораздо более существенный «недобор» в массе головного мозга, лимфоидной и кроветворной ткани, паренхиматозных органов, органов репродуктивной сферы у подростков и т. д. С позиции «системности роста» любой риск снижения нормального темпа развития, а тем более его действительное снижение у ребенка является чрезвычайным по значимости патологическим состоянием. Оно требует немедленного вмешательства как в со держание пищевого рациона, так и в методы его «подачи» больному ребенку. Еще более значимы все эти отклонения в те периоды роста, когда напряженность, скорость и системность росто-дифференцировочных процессов максимальны, т. е. во внутриутробном периоде или постнатально, применительно к детям, родившимся с малой массой тела.

Принцип «мультикомпонентной сбалансированности питания»

Является продолжением и подтверждением концепции сбалансированного питания, введенной в диетологию А. А. Покровским. Для создания всего разнообразия органических молекул или структур необходимо одномоментное использование широкого спектра исходных веществ. Упрощенное отношение к рациону питания с ограниченным контролем его пищевой ценности (по типу «энергия и Б : Ж : У») означает наше упрощенно-небрежительное отношение к развитию детей. Не включая в контроль рациона расчеты обеспеченности по йоду или железу, мы не считаем нужным заботиться о развитии интеллекта и памяти, пренебрегая анализом обеспеченности цинком у мальчиков, обрекаем их на проблемы роста, полового созревания и фертильности, не подсчитывая кальцийный «паек», формируем юношеские остеохондропатии и остеохондрозы взрослых.

В осуществлении принципа мультикомпонентности обеспечения есть много проблем, связанных с доказательностью эссенциальности того или иного нутриента для детей. Прежде всего это касается так называемых условно-эссенциальных веществ пищи, круг которых для новорожденных или больных детей нередко существенно шире, чем для взрослых. К ним могут быть отнесены такие нутриенты, как длинноцепочечные полиненасыщенные жирные кислоты (арахидоновая, эйкозопентаеновая и докозогексаеновая), карнитин, холин, инозитол, цистеин, тирозин, аргинин, глицин, а также нуклеотиды. При этом условность эссенциальности определяется по отношению к состоянию полного здоровья детей. Однако при любой неблагоприятной ситуации в жизни ребенка, прежде всего при инфекциях, именно обеспеченность условно-эссенциальными факторами питания может оказаться решающей для уменьшения тяжести или риска хронизации болезни. Адекватный подбор нутриентов мультикомпонентного обеспечения осуществляется, как правило, с учетом «золотого стандарта», т. е. женского молока.

Существенной проблемой является переход от перечня множества нормируемых нутриентов к конкретным рационам питания с учетом возможности дробного или периодического поступления нутриента с пищей, его краткосрочного или длительного депонирования, уровня, предшествовавшего отложению нутриента.

Именно уроки естественного вскармливания явились основой многочисленных разработок «рекомендуемых норм потребления», насчитывающих до 40 нормируемых нутриентов. Они же ложатся в основу разработок новых продуктов детского питания и соответствующих международных требований или «кодексов» по составу этих продуктов.

В настоящее время не представляется возможным оценивать пищевой рацион по всей гамме нутриентов вручную. Единственная возможность и перспектива - системы автоматизированного анализа на базе современных компьютеров.

Принцип «нутриентного продобеспечения»

Любое событие в развитии, прежде всего деление клеток, цитоплазматический рост, дифференцировка клеточных структур, может адекватно происходить только при наличии всех химических субстанций, как вовлекаемых в тканевые «новостройки», так и участвующих в регуляции пластических процессов. Таким образом, обеспечение должно обязательно предшествовать и опережающе сопровождать все процессы роста и развития. Очевидно, что при пограничном или относительно недостаточном обеспечении нутриентами у детей всегда будет возникать противоречие между их направлением на пластические процессы и необходимым обеспечением активной жизнедеятельности или стресса. В физиологии роста существует система страхования подобных чрезвычайных ситуаций через использование различных тканевых депо. При отсутствии достаточного депо нутриента эта конкуренция чаще всего приводит к дефициту в обеспечении развития, к его альтерациям. Таким образом, задача предобеспечения подчеркивает значение процессов депонирования нутриентов, их жизненное значение для качества развития. Особенно ярко и убедительно принцип предобеспечения может быть иллюстрирован на примерах, относящихся к нутрициологии беременных. Наиболее изучена недостаточность йода в рационе беременной женщины.

Спектр последствий дефицита йода при беременности

  • Мертворождение.
  • Врожденные аномалии развития.

Неврологический кретинизм:

  • умственная отсталость;
  • глухонемота;
  • косоглазие.

Микседематозный кретинизм (гипотиреоз, карликовость):

  • умственная отсталость;
  • низкорослость, гипотиреоз;
  • психомоторные нарушения.

В таблице приведен результат эффективности сапплементации йодом путем его введения внутримышечно (в масляном либо в водном растворе) до зачатия или в первые недели после него.

Превентивное введение йода до зачатия или при беременности и число детей с кретинизмом

Показатель

Введение йода

До зачатия

После зачатия

Число родов всего

593

95

Новорожденные с кретинизмом

1

5

Частота на 1000 новорожденных

1,7

52,6

Приведенные по йоду данные можно дополнить и многочисленными другими примерами важности предобеспечения в диетологии развития. Убедительные нарушения развития и здоровья могут быть и при многих, более редко наблюдаемых дефицитах питания беременной, например меди.

Пренатальный дефицит меди

Влияние на плод и новорожденного

  • Мертворождение или ранняя неонатальная смерть.
  • Неврологические нарушения:
    • дефектный синтез миелина;
    • гипоплазия большого мозга или мозжечка.
    • Изменения сердечно-сосудистой системы:
    • аневризмы и варикоз сосудов;
    • непрочность и ломкость сосудов.
  • Изменения скелетного матрикса:
    • аномальное строение коллагена;
    • аномалия эластина.
  • Нарушения обмена энергии.
  • Нарушения обмена фосфолипидов.
  • Замедление роста.

Этот принцип в определенной степени выпадает из стереотипов мышления и деятельности врачей, ориентированных на констатацию патологического состояния и последующее принятие решений. Предобеспечение, как и вся профилактика через поддержание среды развития, должно выполняться перманентно применительно к каждому ребенку, и больному, и здоровому.

Принцип предобеспечения для детей грудного возраста необходимо интерпретировать еще и в плане системного понимания и абсолютной неразрывности проблем вскармливания ребенка, питания кормящей матери в периоде грудного вскармливания, питания беременной женщины, питания женщины (и мужчины в какой-то степени) в периоде подготовки к зачатию, питания женщин детородного возраста и девушек-подростков.


Сообщите нам об ошибке в этом тексте:
Просто нажмите кнопку "Отправить отчет" для отправки нам уведомления. Так же Вы можете добавить комментарий.