^
A
A
A

Развитие памяти, внимания, воображения и восприятия у ребенка 2-5 лет

 
Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 20.11.2021
 
Fact-checked
х

Весь контент Web2Health проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

 

Восприятие у детей от 2-х до 5-ти лет носит активно-действенный характер. Воспринимать какой-либо предмет означает для ребенка совершить с ним какое-то практическое действие. Постепенно восприятие превращается в самостоятельный процесс. Ребенок воспринимает прежде всего яркое и красочное, хотя, возможно, оно и не существенно. Для развития восприятия полезны прогулки в лесу, в поле, рассматривание живописных полотен.

Вместе с развитием восприятия совершенствуется и память. У ребенка преобладает непроизвольное запоминание и воспроизведение. Однако постепенно развивается и произвольная память. Этому способствует значительное расширение сферы общения со взрослыми. Чтобы ребенок понял взрослого, ему приходится многое запоминать и воспроизводить. Кроме того, процесс овладения речью предъявляет серьезные требования к памяти: нужно помнить не только характер произношения слов, но и их сочетание. Без этого невозможно понять речь взрослых, слушать сказки, рассказы и стихи.

Слушать ребенок может довольно долго и внимательно. Он много раз повторяет одно и то же и все с тем же интересом, подъемом. В результате он лучше запоминает услышанное. Все вы видели, как ребенок "читает" довольно большие по объему сказки или стихи!

Благодаря интенсивному развитию речи возникает и словесно-логическая память. Естественно, что ребенок легче запоминает то, с чем связана его деятельность, и прежде всего игры. Если необходимость запомнить что-то вытекает из поручений взрослого или связана с игрой, то запоминание происходит легче. Исследования показали, что дети лучше запоминают что-либо тогда, когда делают это осмысленно. Но и механическое запоминание занимает очень большое место в формировании памяти ребенка.

Легче всего ребенок в этом возрасте запоминает яркий материал. Причем чем он ярче, тем дольше он удерживается в памяти. Ребенок с трудом запоминает похожие предметы или события. Так, например, рассказывая о каком-то празднике, ребенок может совместить воспоминания о нем с воспоминаниями о другом празднике. Если событие настолько насыщено действием, персонажами и впечатлениями, то ребенок может даже не вспомнить ничего из увиденного. Например, мальчик трех лет после просмотра циркового представления, не смог вспомнить ничего из увиденного, кроме громкой музыки. Таким образом он запомнил только то, что ему уже было знакомо по прошлым переживаниям.

Дети очень легко отвлекаются. Сконцентрировать их на чем-то, например на чтении сказки, удается далеко не всегда. Ребенок может внимательно слушать сказку, но, когда в комнату входит новый человек (особенно с подарком), он тут же отвлекается и его внимание концентрируется на новом объекте. Но со временем интересы ребенка начинают расширяться, он уже может дольше внимательно слушать сказку, или рассматривать игрушку, или следить за действиями мамы на кухне. Особенно сильное влияние на изменение характера внимания (которое из непроизвольного постепенно становится произвольным) оказывает трудовая деятельность. Она приучает детей обращать внимание на необходимость достижения той или иной цели, выполнения указаний взрослых.

Основой развития воображения является накопление представлений, расширение опыта. Но поскольку опыта у малыша пока еще немного, то и воображение его бедно. Иногда говорят, что у ребенка очень богатое воображение, поскольку его фантазии порой безграничны. На самом деле воображение ребенка гораздо "...беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека..." (К. Д. Ушинский). Просто для ребенка нет ничего невозможного! Он не понимает, что кое-что в жизни происходить не может (например, человек не может летать, как птица), и из-за недостатка знаний фантазирует "на полную катушку".

Именно из-за недостаточного объема знаний малыши легко верят в Бабу Ягу, Змея Горыныча, Кощея Бессмертного и других сказочных персонажей. Для них не возникает вопрос - откуда пришел Дед Мороз и Снегурочка на Новый Год - конечно же, из леса. Поэтому ребенку от 3-х до 5-ти лет еще можно внушить любую небылицу и он легко в нее поверит. "...Для ребенка не существует невозможного, потому что он не знает, что возможно и что нет" (К. Д. Ушинский).

К 5-ти годам воображение детей становится значительно более развитым. Если раньше игра, даже ролевая, носила относительно простой характер, то теперь, прежде чем начать игру дети планируют ее в своем воображении. Например, если это путешествие в Африку, то дети начинают оговаривать все известные им нюансы поездки: "нужен самолет, нужен летчик, нужна стюардесса, охотник (конечно, с ружьем), нужен врач и т. п.". И к моменту начала игры все роли распределены, сценарий игры написан, а дальше игра идет по заранее намеченному плану, хотя, конечно, с некоторыми импровизациями участников.

trusted-source[1], [2], [3], [4], [5]


Сообщите нам об ошибке в этом тексте:
Просто нажмите кнопку "Отправить отчет" для отправки нам уведомления. Так же Вы можете добавить комментарий.