^
A
A
A

Каковы физические параметры у ребенка от месяца до трех и что ребенок должен уметь?

 

В первые два месяца масса ребенка увеличивается на 750- 900 г в месяц, а рост - на 2 см ежемесячно. Но если ваш ребенок несколько "отступает" от этих средних показателей, не стоит волноваться. Если он весел, не хандрит, у него нормальный стул, и он не производит впечатления больного, значит, ничего страшного не происходит.

Кожа ребенка первых месяцев жизни нежно-розовая (если он, конечно, не темнокожий), бархатистая. У него хорошо развит подкожножировой слой, благодаря которому хорошо заметны кожные складки, так умиляющие взрослых.

Особенно хорошо контурируют складки на ягодичках и бедрах. Если вы замечаете асимметрию складок (на одном бедре она ниже, чем на другом), вам необходима консультация ортопеда. Возможно, у вашего ребенка врожденный вывих тазобедренного сустава. По состоянию кожи можно судить о состоянии здоровья ребенка: если кожа становится чересчур влажной - это сигнал о том, что ребенка нужно показать врачу. Сосудистые пятнышки к двум-трем месяцам постепенно бледнеют и вскоре исчезают. Если же пятно не исчезает, значит, это гемангиома - сосудистая опухоль. Определиться со степенью ее опасности для ребенка может только хирург.

В два-три месяца начинает меняться волосяной покров на голове и теле. Если у ребенка на плечах при рождении были пушковые волосы, они к этому времени выпадают, но иногда, при некоторых заболеваниях, они могут сохраняться. Черные (как правило) пушковые волосы на голове постепенно сменяются настоящими - луковичными, и могут поменять свой цвет (были черными - стали белыми). Они могут вытираться, образуя залысины. Это может быть связано с тем, что ребенок постоянно лежит в одном положении - на спине или на боку. В то же время облысение может быть симптомом начинающегося рахита.

Иногда у детей в организме отсутствует пигмент меланин - это альбинизм. Его сложно назвать заболеванием, поскольку, как правило, состояние детей не нарушено. Хотя при выраженном альбинизме, когда пигмента нет даже в радужной оболочке (обычно у альбиносов голубые глаза, но в этом случае они будут красными), у ребенка имеется светобоязнь и пребывание на ярком свету может повредить сетчатку глаза. Кроме того, кожа альбиносов очень чувствительна к солнечному свету, поэтому загорать они не должны, а врач-дерматолог посоветует вам, какими защитными кремами нужно будет пользоваться.

Вообще, нужно помнить, что кожа и нервная система развивались из одного зародышевого листка, поэтому все изменения на коже должны рассматривать и дерматолог, и невропатолог.

Новорожденные и дети первого месяца жизни не остаются безразличными к прикосновениям. Если дотронуться до его век - ребенок зажмуривает глазки, прикоснуться к ладошке - сожмет кулачок. При раздражении слизистой носа малыш морщится и дергает ручками и ножками. В возрасте двух-трех месяцев в этих реакциях появляется нечто новое. Прикоснитесь к его ресничкам - и малыш не только зажмурит глазки, но и потянется к ним ручкой, будет тереть их. Похожие реакции можно вызвать, притрагиваясь к лицу, ушам. Это так называемая реакция кожного сосредоточения. Начиная с четырех месяцев ее можно вызвать, прикасаясь к животу, ладоням.

Начиная с двухмесячного возраста у ребенка усиливается болевая чувствительность. Он начинает более остро реагировать на дискомфорт, например на мокрые пеленки. По мере роста ребенка, время от момента нанесения болевого раздражителя до реакции на него постепенно укорачивается, а поведение и мимика становятся более разнообразными. Если реакции на болевые и тактильные раздражители отсутствуют, это может быть симптомом поражения спинного или головного мозга.

К трехмесячному возрасту ребенок контролирует взглядом движущиеся предметы, находящиеся в его поле зрения.

Если новорожденный реагирует на все запахи практически одинаково, то двух-трехмесячный ребенок уже способен выражать свое отношение к приятным и неприятным запахам. На первые он реагирует замиранием, оживлением и даже улыбкой, на вторые - гримасой недовольства и чиханием.

Новорожденный реагирует на вкусовые раздражители. Постепенно эта способность совершенствуется, и ребенок начинает различать более тонкие вкусовые отличия. Если у ребенка отмечается нарушение вкуса, связанное с поражением центральной нервной системы, то он не получает удовольствия от пищи, плохо ест, что может способствовать развитию гипотрофии.

Поскольку у ребенка существует ярко выраженный интерес к голосам взрослых, неудивительно, что его собственные звуки, как правило, возникают при общении с другими людьми: когда взрослые держат его на руках или играют с ним. Примерно с полутора месяцев ребенок начинает реагировать, если вы улыбнетесь ему или заговорите с ним: он улыбнется, начнет двигать ножками и ручками и всем своим видом будет показывать вам, что он доволен. К двум месяцам он добавляет к улыбке некоторые звуки "от себя" и время от времени издает мелодичный "щебет". Чуть позже он начинает отделять улыбку от "разговора". Теперь он будет улыбаться вам в ответ на вашу улыбку. Причем те младенцы, с которыми родители разговаривают больше, более "словоохотливы", чем те, с которыми "общаются" меньше.

Чем больше слов слышит и воспринимает ребенок при общении со взрослыми, тем больше будет "практиковаться", лежа в кроватке в одиночестве. Ребенок начинает использовать свой голос как способ взаимодействия с родителями. Если вы разговариваете с ним, он ждет, когда вы закончите, и только потом пытается "ответить" вам, а "ответив", ждет вашей реакции на свои "замечания". Исследованиями установлено, что дети, которые любят "поговорить", как правило, ведут себя более спокойно, оставаясь одни.

Главная задача родителей - поддерживать общение с ребенком, ведь это будет стимулировать развитие речи. Поэтому обязательно нужно разговаривать с ребенком, показывать ему книжки-картинки, называть предметы и объяснять, что эти предметы обозначают.

В полтора месяца большинство детей уже достаточно хорошо управляют мышцами шеи, чтобы держать голову прямо, но если вы держите его на руках и наклонились, то его голова "падает" в сторону наклона. Зато к 2,5-3 месяцам мышцы шеи укрепятся настолько, что голова будет держаться ровно, и ребенок сможет управлять ею. Поскольку ребенок набирает вес, голова перестает быть самой тяжелой частью тела. Поэтому поддерживать головку ребенка нужно только тогда, когда вы берете его из кроватки или совершаете какое-либо резкое движение.

К трем месяцам он начинает менять позы, перестает лежать в "скрюченной позе эмбриона", учится лежать на спине, при этом руки и ноги свободно двигаются в суставах. Он поворачивает голову из стороны в сторону. При подтягивании за руки и переводе в сидячее положение ребенок поднимает голову вместе с телом и не дает ей упасть назад.

В трехмесячном возрасте ребенок, который не спит, постоянно в движении. Он дергает руками и ногами, причем ноги совершают движения, напоминающие езду на велосипеде. А руки, которые то появляются в его поле зрения, то исчезают, становятся едва ли не самыми главными его игрушками.

В положении на животе он уже достаточно хорошо удерживает голову в течение нескольких секунд. А как только он научится этому, он сможет удерживать часть тела с помощью рук, так что при упоре на локти не только голова, но и плечи отрываются от подстилки.

Уже в возрасте двух месяцев ребенок способен сам перевернуться на спину. А к трем месяцам он уже может настолько активно крутиться в кроватке, что начинает биться головой о прутики. А столь удобный и безопасный ранее пеленальный столик становится настолько опасным, что даже и не думайте оставлять на нем ребенка одного!

Поэтому в три месяца ребенка уже не стоит пеленать (если вы делали это раньше). Туго спеленутый и уложенный лицом к стене, он не сможет ни подрыгать ногами и руками, ни посмотреть на окружающих. Ему будет неудобно и очень скучно. Не обижайте малыша!

!
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Медицинский эксперт-редактор

Портнов Алексей Александрович

Образование: Киевский Национальный Медицинский Университет им. А.А. Богомольца, специальность - "Лечебное дело"

Другие врачи

Использованная литература

  1. Неонатология - А.К. Ткаченко, А.А. Устинович, А.В. Сукало, А.В. Солнцева, Л.В. Грак, Е.К. Хрусталева. 2009
  2. Клиническая неонатология - Хазанов А.И. 2009
  3. Реанимация новорожденных - Каттвинкель Дж. 2007
  4. Неонатология - Р. Рооз, О. Генцель-Боровичени, Г. Прокитте - Практические рекомендации. 2010


Новейшие исследования по теме Каковы физические параметры у ребенка от месяца до трех и что ребенок должен уметь?

Для каждой беременной женщины потенциальную опасность, как для неё самой, так и для ее будущего ребенка, представляют роды.

Совсем недавно ученые говорили о возможности создать ребенка с ДНК от трех родителей (двух женщин и одного мужчины) и вот уже в журнале...

Поделись в социальных сетях

Сообщите нам об ошибке в этом тексте:
Просто нажмите кнопку "Отправить отчет" для отправки нам уведомления. Так же Вы можете добавить комментарий.