^
A
A
A

Дислексия у детей: причины, симптомы, диагностика, лечение

 
, медицинский редактор
Последняя редакция: 19.10.2021
 
Fact-checked
х

Весь контент Web2Health проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

 

Дислексия - это общий термин, описывающий первичные расстройства чтения. Диагностика включает обследование интеллектуальных способностей, успеваемости, речевого развития, состояния здоровья, а также психологическое обследование. Лечение дислексии направлено в первую очередь на коррекцию учебного процесса, включающую обучение распознаванию слов и их составных частей.

Общепринятого определения термина «дислексия» нет, поэтому распространенность ее неизвестна. По оценкам ряда исследователей, 15 % детей, посещающих общие школы, получают специальную коррекцию по поводу проблем с чтением, при этом у половины из них могут отмечаться постоянные расстройства чтения. Дислексию более часто выявляют среди мальчиков, однако пол не является доказанным фактором риска развития дислексии.

trusted-source[1], [2], [3], [4], [5]

Причина и патофизиология дислексии

Проблемы с фонологическим процессом вызывают нарушение распознавания, сочетания, запоминания и анализа звуков. При дислексии может отмечаться нарушение как написания, так и понимания письменной речи, что часто ограничивается в дальнейшем проблемами со слуховой памятью, образованием речи, наименованием объектов или поиском подходящих слов. Также часто отмечаются основные нарушения вербальной речи.

Отмечается склонность к семейным случаям дислексии. Дети из семей с анамнезом нарушений чтения или расстройств развития школьных навыков подвержены более высокому риску. Поскольку были идентифицированы изменения в головном мозге людей, страдавших дислексией, эксперты считают, что дислексия преимущественно является следствием кортикальной дисфункции из-за врожденных аномалий развития нервной системы. Предполагают роль нарушений интеграции или взаимодействия специфических функций головного мозга. Большинство ученых сходятся во мнении, что дислексия связана с левым полушарием и нарушениями в областях головного мозга, ответственных за восприятие речи (зона Вернике) и моторику речи (зона Брока), а также с нарушениями соединения между этими областями через дугообразный пучок. Дисфункции или дефекты в области угловой извилины, средней затылочной области, а также правого полушария вызывают проблемы с распознаванием слов. Неспособность изучить правила образования слов при чтении печатного текста часто расценивают как часть дислексии. У таких детей могут отмечаться сложности при определении корня в слове или рода слова, а также при определении, какие буквы в слове за какими следуют.

Проблемы со чтением, отличные от дислексии, обычно вызываются сложностями в понимании речи или низкими когнитивными способностями. Зрительно-перцептивные проблемы и аномальные движения глаз не относятся к дислексии. В то же время эти проблемы могут влиять в дальнейшем на изучение слов.

Симптомы дислексии

Дислексия может проявляться как задержка речевого развития, сложности в артикуляции и сложности с запоминанием названия букв, цифр и цветов. Дети с проблемами фонологического процесса часто имеют сложности с сочетанием звуков, рифмованием слов, определением положения букв в словах, а также разделением слов на произносимые части. Они могут изменять на обратный порядок звуков в словах. Задержка или колебания при выборе слов, замене слов или назывании букв и картинок со сходной конфигурацией часто является ранним признаком. Нарушения кратковременной слуховой памяти и слуховой последовательности встречаются часто.

Менее чем 20 % детей с дислексией имеют проблемы с соответствием зрения требованиям, необходимым для чтения. Тем не менее некоторые путают буквы и слова со сходной конфигурацией или имеют сложности со зрительным выбором или определением моделей звуков и их сочетаний (ассоциации звуков и символов) в словах. Могут отмечаться перестановка символов или неправильное их восприятие, наиболее часто связанные со сложностями в запоминании и восстановлении в памяти, вследствие чего дети забывают или путают названия букв и слов со сходной структурой; так d становится b, m становится w, h становится n, was становится saw, on становится по. Однако это может быть нормой у ребенка до 8 лет.

Диагностика дислексии

У большинства детей нарушения не выявляются до поступления в детский сад или в школу, где они начинают изучение символов. Необходимо обследовать детей с задержкой пассивной или активной речи, которые не нагоняют сверстников к концу первой ступени обучения, или если дети на любой ступени обучения не читают на том уровне, который ожидается исходя из их вербальных или интеллектуальных способностей. Часто лучшим диагностическим признаком является неспособность ребенка отвечать традиционным или типичным подходам к чтению на первой ступени обучения, хотя широкая вариабельность навыков чтения может отмечаться у детей на этом уровне. Для диагностики необходимо подтверждение проблем с фонологическим процессингом.

Дети, у которых подозревают наличие дислексии, должны пройти обследование навыков чтения, уровня речевого развития, слуха, когнитивных способностей и психологическое обследование для выявления функциональных особенностей и предпочтительных для них форм обучения. Такое обследование может проводиться по запросу учителя или родителей ребенка на основании Закона об образовании людей с ограниченными возможностями (IDEA), особого образовательного закона США. Результаты обследования затем позволяют определить наиболее эффективные подходы к обучению ребенка.

Оценка понимания текста при чтении направлена на определение распознавания и анализа слов, владения речью, понимания читаемой и слушаемой речи, а также уровня понимания словарного запаса и процесса чтения.

Оценка произношения, языка и восприятия текста на слух позволяет оценить разговорную речь и нарушение восприятия фонем (звуковые элементы) разговорной речи. Также оценивают функцию активной и пассивной речи. Обследуют также когнитивные способности (внимание, память, обоснование).

Психологическое обследование направлено на выявление эмоциональных аспектов, которые могут усиливать расстройства чтения. Необходимо собрать полный семейный анамнез, включающий наличие психических расстройств и эмоциональных нарушений в семье.

Врач должен убедиться, что у ребенка нормальные зрение и слух либо при скрининговом обследовании либо направив ребенка на тестирование слуха и зрения. Неврологическое обследование может помочь выявить вторичные признаки (например, нервно-психическая незрелость или незначительные неврологические нарушения) и исключить другие проблемы (например, судороги).

trusted-source[6], [7]

Лечение дислексии

Несмотря на то что дислексия остается проблемой в течение всей жизни, у многих детей развиваются функциональные навыки чтения. Тем не менее часть детей никогда не достигает достаточного уровня грамотности.

Лечение состоит из коррекции учебного процесса, включая прямое и непрямое обучение распознаванию слов и навыкам выделения компонентов слов. Прямое обучение включает применение специальных фонетических методов отдельно от обучения чтению. Непрямое обучение включает интеграцию применения специальных фонетических методов в программы по обучению чтению. Могут использоваться как подходы, включающие обучение чтению целыми словами или выражениями, так и подходы, использующие иерархию приобретения навыков от изучения звуковых единиц до целых слов, а затем предложений. Затем рекомендуют использовать подходы с воздействием на несколько органов чувств, включающие изучение целых слов и интеграцию зрительных, слуховых и тактильных ощущений для обучения звукам, словам и предложениям.

Обучение навыкам выделения составных частей слов включает навыки смешения звуков для образования слов, разделения слов на составные части, определения расположения звука в слове. Навыки выделения компонентов для понимания текста при чтении включают определение основной идеи, ответы на вопросы, выделение фактов и деталей, а также чтение с выводами. Многим детям полезно использовать компьютер для того, чтобы помочь им выделять слова в тексте или для восприятия слов при чтении письменной речи.

Другие способы лечения (например, оптометрический тренинг, перцептивный тренинг, тренировка для развития зрительно-слуховой интеграции) и медикаментозная терапия имеют недоказанную эффективность, и их применение не рекомендуется.


Сообщите нам об ошибке в этом тексте:
Просто нажмите кнопку "Отправить отчет" для отправки нам уведомления. Так же Вы можете добавить комментарий.