^

Медицинский эксперт статьи

Детский ортопед, детский врач, травматолог, хирург

Гонки на велосипедах

, медицинский редактор
Последняя редакция: 24.11.2021
Fact-checked
х

Весь контент Web2Health проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Гонки на велосипедах появились, очевидно, с момента рождения первого велосипеда. Не столь важно, кто изобрел это чудесное средство передвижения – великий Леонардо, простой русский крестьянин Артамонов или немец фон Дрез, сегодня велоспорт, велоигры стали одними из самых востребованных и популярных зрелищ.

Первые гонки на велосипедах зафиксированы любознательными журналистами в конце XIX-го века, 1869-й год ознаменовался велогонкой Париж-Руан, где победил представитель туманного Альбиона, достигший скорости в 11 километров в час. Европейские гонщики полюбили соревнования на шоссе, а англичане в силу ужасного состояния дорог, предпочитали в то время трековые велогонки. С 1896-го года стремительно развивающийся вид спорта был включен в программу Олимпийских игр.

Позднее гонки на велосипедах стали длиться несколько дней и самой первой, значимой многодневкой стала гонка на 1200 километров - Париж-Брест-Париж, которая стартовала в 1891-м году. Этапы в ней не предусматривались, каждый участник самостоятельно определял собственную скорость в погоне за заветным призом. Двенадцать лет спустя родилась поистине грандиозная гонка, которая и ныне является одной из самых престижных в велоспорте – гранд-тур, называемый «Тур де Франс». Современные гонки на велосипедах имеют различные варианты, виды, дисциплины, включая экстремальные. Правила и регламенты, определяющие процесс велогонок были разработаны в 1900-м году, когда спортсмены объединились в организацию – международный союз велосипедистов, позднее UCI создал еще несколько подразделений, регулирующих соревнования между любителями и профессионалами велоспорта.

trusted-source[1]

Гонки на велосипедах, категории, виды

Велогонки шоссейные, которых на сегодняшний день довольно много, но наиболее популярные – это велогонки в форме индивидуальных заездов. Индивидуальная велогонка проводится так: каждый велосипедист начинает гонку отдельно, как правило, спустя минуту после очередного. Задача велогонки – как можно быстрее пройти определенную дистанцию или за фиксированный отрезок времени пройти как можно большее расстояние. Дистанция может быть от 16-ти километров до 160 километров, а обычное фиксированное время для таких соревнований укладывается между 12-ю часами и сутками.

Есть такие шоссейные велогонки, когда старт дается одновременно всем гонщикам или командам, если шоссейная гонка предполагается как командное соревнование. «Критериум» - это вариант гонки на велосипедах, в котором задается довольно короткий кольцевой участок шоссе, как правило, не более пяти километров, расположенный черте города. Задача спортсменов – прийти первым к финишной черте, проехав определенное количество кругов. Есть и вариант гонок по незамкнутому шоссе или более длинному кольцевому циклу. Кольцевые велогонки длятся не более одного дня.

Более длительные, многодневные шоссейные гонки на велосипедах – это этапные соревнования по незамкнутым, длинным шоссе, задача спортсменов - пройти по всем этапам с минимальным временем, независимо от первенства на каждом этапе. Самая престижное мировое соревнование такого типа – это международная гонка Тур де Франс, которая предполагает преодоление около 5000 километров (от 4000 до 4800) по дорогам Франции и других, соседних стран. Ежегодно организаторы тура меняют маршрут, включая в него новые дороги и горные перевалы. Тот велогонщик, который становится счастливым обладателем «желтой майки», целый год носит гордое звание самого лучшего, быстрого, выносливого велосипедиста мира.

Шоссейные велогонки предполагают соревнования и на выносливость, когда гонщики получают очень длинный, трудный маршрут, который они должны преодолеть практически без остановок и отдыха, гонки продолжаются буквально круглосуточно.

Также гонки на велосипедах по шоссе включены в многовидовое соревнование – триатлон, где спортсмены борются за победу не только на велосипедах, но и в плавни, и в беге.

Велогонки трековые – соревнования на крутых виражах, созданных искусственно (на велодромах) или построенных под открытым небом. Трек – это овальная замкнутая дорожка, имеющая на поворотах заданный уклон (42 градуса), с бетонным или деревянным покрытием. Протяженность трека в среднем равняется 333 метрам, но на воздухе может достигать 500 метров.

Велогонки с гандикапом – это соревнования с массовым стартом и определением достижений спортсменов, показанных ранее как по скорости, выносливости, так и по мастерству.

Спринтерские заезды на треках - это соревнование в несколько кругов (до трех), когда победа буквально вырывается у соперника на последних 200 метрах. Спринт – это одно из самых старых соревнований, на которое велогонщиков тщательно отбирают с помощью квалификационных заездов.

Скретч-трековые заезды – это групповое велосоревнование, когда одновременно стартует много участников. Тот, кто отстает всего на один круг, сразу же выбывает из соревнования, тот, кто опережает всех соперников на круг, то есть вырывается вперед, определяется как победитель, и гонка считается завершенной.

Японцы придумали оригинальный вид велогонки на треке – кейрин, когда одновременно стартующие участники устремляются за «дерни» – мотоциклистом. Практически до самого финиша (за 2,5 круга) спортсмены должны двигаться за мотоциклом, не обгоняя его. Как только «дерни» сходит с трека, спортсмены начинают соревноваться за победу между собой. Разумеется, победителем считают того, кто первый приходит к финишной черте.

Гонки на велосипедах трековые могут быть и в виде общих заездов на довольно короткую дистанцию, есть гонки с преследованиями, более похожие на игры на велосипедах, велогонки на скорость, время и на среднюю дистанцию.

Велогонки внедорожные – европейские велокроссы до 25 километров по кругу с преодолением препятствий – канавы, поваленные деревья, броды, барьеры, русла рек и ручьев. Велокроссы проводятся в осенне-зимний период, очевидно, чтобы добавить дополнительные трудности в виде погодных условий. Стартуют велогонщики одновременно, во время пути они могут даже бежать или идти рядом с велосипедом, есть у них и помощники-ассистенты. Подобное соревнование, игра и велосипеды должны соответствовать друг другу, поэтому транспортное средство оснащается широкими специальными шинами и имеет крепкие колесные обода. В США внедорожные велогонки проводятся с максимально трудными препятствиями, порой граничащими с экстремальными.

Также существуют и более экстремальные гонки на велосипедах, среди которых можно назвать маунтибайк – гонки на специальных, горных байках, дертджампинг – прыжки через двугорбые трамплины, фрирайд, байкер-кросс, дуал, велосипедный мотокросс, рейсинг, стрит и множество других интересных вариантов велодисциплин..

Игры на велосипедах

Очевидно, фанатам велосипедного спорта было недостаточно гонок и самостоятельных тренировок, поэтому, начиная с конца XIX-го века, появились игры на велосипеде. Игры велосипед не исключает, поскольку сам процесс управления двухколесным транспортным средством напоминает своеобразную игру с собственной координацией и выносливостью. Игры на велосипеде – это командное соревнование, направленное, как и любое другое состязание на получение заветного выигрыша.

Байк Поло - Bike Polo или велосипедное поло

Это самая известная и «древняя» игра, которая предполагает замену коней велосипедами. Bike Polo окончательно сформировалась как самостоятельный вид к 1891-му году благодаря усилиям ирландского фаната велосипедного спорта – Ричарду Мекреди. Предприимчивый велосипедист даже успел получить именной патент на свое «изобретение», называющееся в оригинале Cycle Polo. С 1908-го года, когда игры на велосипедах были включены в программу Олимпийских соревнований, вплоть до периода Второй мировой войны Cycle Polo был одним из самых популярных видов состязаний в Европе и США. Второе рождение союз «игры велосипеды» получил в 80-е годы прошлого столетия в Индии, а затем в Америке. Сегодня игры на велосипедах во многом отличаются от соревнований прошлых периодов, так произошло и Байк Поло, которое переименовали в Urban Cycle Polo. Для современной игры велосипед должен быть оснащен защитными дисками на колесных спицах, спортсмену нужен атрибут в виде биты, а также мяч либо шайба, которые собственно и необходимо забить в ворота соперника. Стремительный рост популярности Urban Cycle Polo не оставил равнодушным членов международной ассоциации велоспорта, которые признали велоигру официальной и включили ее в перечень своих плановых ежегодных мероприятий. Несмотря на официальное признание Bike Polo в каждом регионе имеет свои собственные нюансы и правила, касающиеся количества участников команды, длительности игры. Есть и единые правила, которые заключаются в следующем: 

  • Спортсмен не имеет права касаться ногами поверхности, земли, за исключением случаев, когда необходимо коснуться битой специально отведенной зоны посредине игрового поля. За нарушение положен штраф. 
  • Удар по мячу должен производиться только узкой стороной спортивной биты, иначе удар или гол не будет засчитан. 
  • Команда, забившая гол, должна ожидать пока соперники не пересекут линию середины игрового поля, или же мяч не пересечет эту линию. До тех пор, пока «рубикон» не пересечется мячом или противниками, забившие гол спортсмены должны находиться в границах собственной зоны.

Bike Polo продолжает набирать популярность как увлекательная, захватывающая игра, требующая от участников умения виртуозно владеть байком, стратегически мыслить, обладать быстрым, скоростным мышлением и реакцией. 

Cycleball – или велобол

Это сочетание «игры и велосипеды» напоминает футбол, разумеется, обладая своими неповторимыми нюансами, ведь все игроки забивают мяч в ворота противника не ногами, а с помощью велосипедного колеса. Велобол проводится как в закрытых залах, так и на открытых площадках, но игра в зале является наиболее популярной. Команда может состоять всего из двух игроков, максимум участников в одной группе – шесть человек. Велобол – это детище американских велосипедистов, которое получило свое рождение практически одновременно с велосипедным поло. Согласно легенде, совершая прогулку на байке, некто Кауфман встретил агрессивную собаку, кидающуюся ему под колеса. Будто бы виртуоз велосипедной езды поддел собачонку колесом, и, не травмируя злобное животное, откинул его в сторону. Так появилась идея манипуляции мячом с помощью велосипедного колеса. В 1883-м году находчивый Кауфман в партнерстве с товарищем Ферли удивил общественность парной игрой в мяч на велосипедах. Велобол полюбился американцам, затем эстафету подхватили и европейские велолюбители. Современные игры велосипед используют еще более удивительно, существуют даже велобол на льду, который, впрочем, пока не имеет столь большого распространения, как Cycleball. Велобол делится на следующие видовые категории: 

  • Игры на велосипедах при участии 4-х игроков – две команды по два участника. Поле размером 11 на 14 метров. 
  • Велобол, в котором участвуют 10 человек, две команды по пять велосипедистов. Размер поля соответствует размерам поля для гандбола. 
  • Велобол с участием двух команд, в каждой из которых по шесть игроков. Игра проводится футбольным мячом на открытой большой площадке.

Задача игроков аналогична цели любой командной игры, предполагающей манипуляцию с мячом, - забить как можно больше голов. Мяч забивается с помощью переднего колеса, также можно пользоваться головой или туловищем. Недопустимы касания мяча руками или ногами, атака забивающего мяч участника имеет строгие ограничения так же, как и различные силовые сопротивления (наезд, точки). Длительность игры на велосипедах такого типа составляет всего 14 минут – два тайма по семь минут. Перерыв – не более 2-3-х минут, если же за столь короткий период никто не побеждает, добавляют еще один тайм. В велоболе используется специальный мяч, подготовленная площадка и собственно байк с очень подвижным, манипулятивным рулем. 

trusted-source[2], [3]

Флэш-кросс

Это одна из самых молодых игр, которые рождаются на стыке « игры велосипед», в которой участникам нужна очень хорошая спортивная подготовка, находчивость, быстрая реакция. Флэш-кросс еще называют вело-квестом или фото-велокроссом в силу того, что во время игры используется фотокамера. Задача игры – добраться до финиша первым параллельно выполняя определенные задания. Перед стартом участники получают подробную карту местности и фотозадание. Спортсмены должны найти в реальной местности запечатленные пункты и зафиксировать свое прибытие к пункту на снимке. Особенность вело-квеста состоит в том, что снимок должен быть максимально приближен к заданному оригиналу. Также на фото должен быть запечатлен собственно участник со своим верным «другом» - велосипедом. За финишной чертой жюри подсчитывает баллы всей команды, суммируя достижения каждого участника. Если определенное заданием место сфотографировали все члены команды, ставится минимальный балл, за индивидуальную « находку» балл выше, за очень трудные и запутанные в смысле поисков места дается максимальная оценка. Флэш-кросс длится в течение дня и заканчивается в определенный час, за опоздание предполагается штраф в виде лишения набранных баллов.

Игры и велосипеды, гонки на велосипедах, велотуризм и просто велопрогулки – это прекрасный способ зарядиться энергией, сохранить мышечный тонус, а значит и здоровье, получить заряд положительных эмоций. Очевидно, что пока человек будет «дружить» с велосипедом, будут появляться и новые виды гонок, игр. Опасаться исчезновения велосипедного вида спорта в ближайшее столетие видимо не стоит, да и перспектива человеческого развития согласного писателю Марку Твену, похоже, достаточно позитивна, ведь он утверждал следующее: « Когда и лицезрею человека на велосипеде, я не боюсь за будущее человечества».

trusted-source[4], [5]


Сообщите нам об ошибке в этом тексте:
Просто нажмите кнопку "Отправить отчет" для отправки нам уведомления. Так же Вы можете добавить комментарий.