Жизнь человека зависит от древнего вируса

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 23.04.2024

11 мая 2015, 09:00

В соединенных штатах группа ученых сделал сенсационное открытие. Как показали исследования, человеческий эмбрион развивается под действием ретровируса, который защищает его от патогенных микроорганизмов.

Данное исследование подтверждает ранее озвученную теорию о том, что вселившиеся в ДНК вирусы стали толчком для эволюционного развития.

Эндогенными ретровирусами считают остатки древних инфекций, который поразили половые клетки животных и внесли изменения в генотип. Особи, которые смогли устоять перед атакой вируса и выжить, впоследствии наследуют ДНК с изменениями и передают их будущим поколениям. Специалисты установили, что эндогенные ретровирусы составляют около 9% генотипа и в принципе не несут какой-либо пользы или вреда.

Американские ученые в ходе исследований установили, что в первые дни развития эмбриона, выживет он или погибнет, зависит от присутствия ретровируса HERVK. Именно этому древнему вирусу человек обязан жизнью на земле. В ходе исследований эксперты выявили, что HERVK регулирует активность генов и защищает от вредных микроорганизмов. Джоанна Высоцка со своими коллегами изучали активность различных вирусов в трехдневных человеческих зародышах, и в результате в восьмиклеточном эмбрионе присутствовало не только родительское ДНК, но и вирус HERVK, который считается самым последним из эндогенных ретровирусов, который смог проникнуть в ДНК человека (по мнению специалистов это произошло примерно двести тысяч лет назад).

Как отметила Высоцка, клетки эмбриона были буквально напичканы вирусными белковыми продуктами, часть их которых уже успела собраться в вирусоподобные частицы.

В ходе дальнейших исследований было установлено, что ретровирус HERVK производит белок, который защищает зародыш от атаки других вирусов, другими словами, древний вирус защищает человеческий эмбрион от гриппа и других опасных заболеваний. Кроме этого, один из белков, производимых ретровирусом, связывает часть клеток рибонуклеиновой кислоты и регулирует работу рибосом.

Получается, что эндогенный ретровирус крайне важен для раннего развития человека, без него, скорее всего, зародыш погиб от атаки различных микроорганизмов в первые дни своего развития.

Результаты своих исследований Джоанна Высоцка и её команда опубликовали в одном из самых авторитетных научных журналов – Nature. Публикация сразу же вызвала ряд комментариев от коллег в научных кругах. Патрик Фортер, ученый из Франции в своем высказывании заметил, что исследователям удалось показать наличие белка на ранних стадиях развития зародыша. Вполне вероятно, что именно эти белки играют важную роль на этапе раннего развития эмбриона, но ученым предстоит еще много работы в области эмбрионального развития, поскольку данное открытие дает больше вопросов, нежели ответов.

Специалисты пытаются уже много лет изучить человеческий эмбрион. В Орегонском университете науки и здоровья ученые смогли извлечь стволовые клетки из зародышей человека, что позволяет надеяться, что в скором будущем появится эффективное лекарство от таких заболеваний, как Альцгеймера или рассеянный склероз.

trusted-source[1], [2], [3], [4]