Возможно, найдено первое противозачаточное средство для мужчин

20 августа 2012, 09:05

В смысле разнообразия противозачаточных средств мужчинам не так повезло, как женщинам: в то время как дамы располагают множеством гормональных препаратов, сильному полу приходится довольствоваться презервативами и вазэктомией.

Возможно, найдено первое противозачаточное средство для мужчин

Разумеется, мужские половые гормоны описаны досконально; о том, что они делают в мужском организме, прекрасно известно. Поэтому потенциальные способы гормональной контрацепции для мужчин давно разработаны. Но их клиническому применению препятствуют две причины.

Во-первых, эффективность такой контрацепции для мужчин сильно зависит от каждого конкретного случая: буквально одна и та же доза одного и того же препарата может сработать у одного и не сработать у другого. Кроме того, противозачаточные гормональные препараты для мужчин обычно направлены против тестостерона. В итоге, кроме противотестостеронового препарата, мужчинам приходится принимать и сам тестостерон - чтобы поддержать мышечную массу и либидо. Наконец, мужские гормональные контрацептивы чреваты побочными эффектами, и учесть их гораздо труднее, чем у женщин. (У женщин мерилом безопасности препарата служит способность забеременеть и родить здорового ребёнка, у мужчин же такого «контроля качества» нет.)

Поэтому многие исследователи, работающие в этой области, пытаются найти альтернативные негормональные способы лекарственной контрацепции для мужчин. Не так давно исследователи из Эдинбургского университета (Великобритания) предложили использовать для этого открытый ими ген мужского бесплодия: мутации в нём тормозили созревание сперматозоидов, и если научиться управлять этим геном, то это дало бы эффективное противозачаточное средство с обратимым эффектом. По похожему пути пошли учёные из Медицинского колледжа Бэйлора (США), опубликовавшие статью с результатами своих экспериментов в журнале Cell.

На сей раз объектом исследования стал белок BRDT. Он синтезируется только в семенниках и несёт в составе молекулы так называемый бромодомен. Этот домен позволяет белкам, в составе которых он есть, связываться с модифицированными аминокислотами в других белках, гистонах. Последние, как мы знаем, организуют упаковку ДНК и определяют, какие гены будут активны, а какие - нет. Следовательно, те белки, которые взаимодействуют с гистонами, имеют возможность влиять на активность ДНК и в буквально смысле вершить судьбу клетки.

Исследователи опирались на эксперименты коллег из Колумбийского университета (США), которые показали, что, если у BRDT отрезать этот самый бромодомен, это замедлит формирование зрелых сперматозоидов у мышей - как раз из-за неполадок в упаковке ДНК у клеток-предшественниц сперматозоидов. Авторы работы решили не вмешиваться в структуру белка, не мутировать его ген, а вместо этого синтезировали соединение, названное ими JQ1; это вещество связывалось с белком BRDT, не давая ему работать. JQ1 вводили самцам мышей и в течение шести недель измеряли у них объём семенников.

К концу этого срока объём семенников падал на 60%, что указывало на сильное уменьшение числа сперматозоидов, которые в них образовывались. Количество сперматозоидов действительно упало, причём на 90%. Кроме того, у оставшихся сперматозоидов была сильно нарушена подвижность. В итоге самцы мышей становились полностью бесплодными. Но при этом никаких гормональных изменений у них не наблюдалось - и, получается, либидо грызунов не страдало.

Вообще говоря, этот препарат может подавлять работу и других сходных белков. Однако, по словам исследователей, никаких возможных побочных эффектов в связи с этим они не наблюдали. Огромное преимущество JQ1, кроме того, состоит в том, что его воздействие обратимо: спустя какое-то время после прекращения приёма к самцам возвращалась плодовитость. Препарат действует где-то на средних стадиях превращения стволовых клеток в зрелые сперматозоиды, то есть сами стволовые клетки остаются нетронутыми. Исследователи собираются проверить изобретённое ими вещество на предмет более долгосрочных побочных эффектов, и если всё пройдёт нормально, то мужская часть населения, возможно, наконец-то получит эффективную и безопасную противозачаточную таблетку. Хотя, думается, её прямой эффект в виде «уменьшения объёма семенников» может отпугнуть не одного потенциального пользователя.

Новейшие исследования по теме Возможно, найдено первое противозачаточное средство для мужчин
Министр здравоохранения Украины Александр Анищенко не исключает, что презервативы и памперсы уже в ближайшее время могут вернуть в список изделий медицинского назначения, которые не облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС).
Применение контрацептивов ежегодно спасает жизни более четверти миллиона женщин, оберегая их либо от смерти при родах, либо от небезопасных абортов.