Вирусы обманывают иммунитет использую дружественные бактерии как маскировку

18 октября 2011, 21:45

Бактерии кишечной микрофлоры поддерживают мирные отношения с нашим иммунитетом. Некоторые вирусы сумели обратить это в свою пользу: они проходят под радарами иммунитета, в буквальном смысле оседлав дружественные бактерии и используя их как маскировку.

Ни для кого не секрет, что без бактериальной микрофлоры человек не прожил бы и дня. Большинство микроорганизмов, которые постоянно «снимают» в нашем теле жилплощадь, расплачиваются не первый взгляд незаметными, но незаменимыми услугами. Например, крупнейшая бактериальная диаспора - желудочно-кишечная микрофлора - помогает нам переваривать пищу, снабжает нас важными питательными компонентами собственного производства. Кроме того, микрофлора помогает отражать атаки болезнетворных бактерий и способствует очищению организма от вредных веществ.

Понятно, что дружественные бактерии должны уметь договариваться с иммунной системой, чтобы она их не атаковала. За тысячи лет сожительства наш иммунитет научился отличать бактерий-друзей от бактерий-врагов. Оказалось, что некоторые вирусы решили этим воспользоваться. В одной из двух статей, вышедших в журнале Science, говорится о вирусе полиомиелита, проникающем в организм с помощью желудочно-кишечных бактерий; вторая статья «винит» в томе же самом вирус рака молочной железы у мышей (MMTV). В обоих случаях учёные искореняли бактериальную микрофлору у мышей антибиотиками, а потом смотрели, как это повлияло на инфекционные свойства вирусов.

В первом случае полиовирус заражал животных в два раза хуже, чем в присутствии бактерий. То же самое было показано и для MMTV. Более того, исследователи проверили, как будет происходить передача вируса рака молочной железы от матери к детёнышу. Этот вирус передаётся вместе с материнским молоком, но если мать и детёныш не имели никакой кишечной микрофлоры, то детёныш проявлял устойчивость к вирусу. Однако стоило только в кишечнике у детёныша появиться бактериям, как организм был открыт для вируса.

Клеточная стенка бактерии сложена из липополисахаридных молекул, которые в случае дружелюбных микроорганизмов служат чем-то вроде удостоверения личности. Бактерия показывает свои «верительные грамоты» иммунным клеткам, в результате чего запускается цепь реакций, ведущая к подавлению иммунного ответа на присутствие этих бактерий. Так вот, по словам авторов статей, вирусы в буквальном смысле садятся верхом на бактерии: прикрывшись бактериальным липополисахаридом, они уклоняются от иммунной атаки.

Возможно, похожим образом вирус полиомиелита проникает и в человеческий организм. Правда, непонятно, что в связи с этим делать: не искоренять же в профилактическом порядке кишечную микрофлору, чтобы вдруг не получить полиовирус!

Новейшие исследования по теме Вирусы обманывают иммунитет использую дружественные бактерии как маскировку

Проделав немалую исследовательскую работу, ученые сделали неутешительный вывод. Оказалось, что обычная зубная паста постепенно губит иммунную защиту человека.

Прохладные ночи и повышенная влажность – это одни из первых проявлений осенней поры. Часто именно в этот период возникают заложенность в носу и боль в горле. Как противостоять простуде?