27 октября 2011, 12:29

Разная активность генов, которые управляют формированием головного мозга у эмбриона, определяет вероятность возникновения нервно-психических расстройств, а также оказывает решающее влияние на разницу в архитектуре мужского и женского мозга.

На формирование миллиардов нервных клеток и множества соединений между ними в геноме человека отведено 86% всех генов. Работы по изучению роли каждого «нервного» гена в формировании головного мозга ведутся давно. Но мало знать, какой ген за что отвечает. Необходимо также учитывать, что гены могут проявлять разную активность в зависимости от различных ситуаций, от того, где они располагаются, и в какую фазу развития вступила нервная система.

Учёные из Йельского университета (США) провели масштабное исследование, чтобы выяснить пространственно-временные особенности работы генов, которые определяют облик человеческого мозга. Была проведена обработка 1 340 образцов нервной ткани, взятых на самых разных фазах развития человека, от 40-дневного эмбриона до 80-летнего человека. В итоге была получена огромная по размерам картина генетической активности, включавшая 1,9 млрд параметров.

Анализ подобных данных, опубликованный в журнале Nature, послужил основой для множества выводов, но среди особенно любопытных можно отметить следующие. В зону интереса исследователей, естественно, не могли не попасть гены, связанные с возникновением шизофрении и аутизма. Симптомы обоих заболеваний, как считают, можно распознать в первые годы жизни человека или на ранних этапах взросления. Результаты анализа генной активности полностью с этим совпадают: было показано, что эти гены включаются ещё до рождения. От работы этих генов на пренатальной стадии зависит, возникнет ли у человека в будущем шизофрения или нет.

Также ещё при эмбриональном развитии человека начинает проявляться гендерная разница в активности генов. Учёные полагали, что различие между мужчиной и женщиной будет ограничено только генами, расположенные в Y-хромосомы. Но оказалось, что многие гены, отвечающие за формирование головного мозга и имеющиеся у обоих полов, работают по-своему у мужчин и женщин, и эта разница ощутима уже до рождения. Прощего говоря, межполовые отличия в архитектуре головного мозга, как и предрасположенность к нервно-психическим заболеваниям, большей частью формируется на этапе развития плода.

При этом, разумеется, надо помнить, что в работе не учитывалось влияние экзогенных факторов, которые могут затормозить развитие той же шизофрении. В течение жизни внешние факторы способны направлять действие других генов, которые будут противостоять первым, неправильно сработавшим у эмбриона. Что до межполовых различий, то тут представить себе такие внешние факторы, которые свели бы не "нет" гендерные особенности, всё же крайне затруднительно.

Новейшие исследования по теме Вероятность развития нервно-психических расстройств определяется еще до рождения
Императивные галлюцинации – это когда человек начинает слышать в своей голове посторонние голоса.

Курение помогает проявиться одному из генов, отвечающих за архитектуру мозга; некоторые варианты этого гена увеличивают вероятность развития шизофрении, так что при их наличии курение становится одним из факторов риска этого заболевания.