В организме курильщиков происходят генные мутации

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 16.10.2021

03 октября 2016, 09:00

В Америке команда специалистов выяснила, что курение приводит к мутации генов и может представлять большую опасность, чем считалось ранее. Ученые из Национального института исследования здоровья провели масштабное исследование, в ходе которого определили, что никотин вызывает в организме изменение активности примерно 7 тысяч генов. Команда специалистов в процессе работы изучила образцы крови участников различных исследовательских проектов и выяснила, что у курильщиков в организме происходит изменение молекул ДНК, что оказывает влияние на их активность и функции.

Всего от никотина страдает около 7 тысяч генов, а это примерно 1/3 часть всех генов, которые есть в организме человека (по крайней мере тех, что известны ученым). Интересным фактом также стало то, что после того, как человек бросал пагубную привычку, мутации генов постепенно исчезали, но на это требовалось не менее 5 лет. Однако 19 генов оставались измененными даже через 30 лет после отказа от курения и ученые отмечают, что среди этих генов есть те, которые могут спровоцировать развитие лимфомы.

По словам ученых в организме курильщика запускается процесс метилирования ДНК, что и приводит к мутациям ДНК, изменению функций и активности генов. Метилирование относится к эпигенетическим механизмам регуляции активности генов, как пояснили ученые, данный процесс является своеобразной «крышкой», которую наш организм использует для снижения или подавления активности генов, которые не нужны либо опасны. Стоит отметить, что нарушения подобного характера часто провоцируют развитие онкологических опухолей, заболеваний сердца  и других не менее тяжелых нарушений.

Как уже упоминалось, даже отказ от курения не поможет полностью восстановить структуру генов до нормального состояния, хотя большинство из них со временем и возвращается в свое первоначальное состояния, из-за необратимости процессов в некоторых генах остается высокий риск развития заболеваний лимфотической ткани и других патологий.

Ученые отмечают, что курение оказывает сильное негативное воздействие на организм человека и может отразиться даже на молекулярно-генетических процессах. Один из сотрудников Ассоциации по легочным заболеваниям отметил, что каждый курильщик должен осознавать, что никотин оказывает влияние на генетическом уровне и какие будут последствия данных мутаций в будущем сейчас сказать трудно.

Известно, что никотин вреден для легких, сердца, но помимо этого, курение оказывает негативное воздействие и на пищеварительную систему. Смолы, присутствующие в сигаретах накапливаются в ротовой полости и попадают в желудок, раздражая слизистую и вызывая ряд заболеваний.

Сейчас ученые намерены продолжить работу в данном направлении и детальней изучить влияние никотина на организм человека. Согласно статистике, каждый год в мире в результате курения умирает более 6 миллионов человек, в основном из-за болезней легких, сердца, онкологических опухолей.

Результаты нового исследования команда ученых опубликовала в одном из последних номеров известного научного издания.

trusted-source[4], [5], [6], [7],