Ученые выяснили, что наш мозг может создавать фальшивые воспоминания

30 октября 2013, 19:03

Практически каждому человеку знакомо чувство, когда неожиданно вспоминаешь, что не выключил утюг, особенно когда находишься далеко от дома. Специалисты из института Массачусетса решили разобраться с такими сигналами, которые посылает нам мозг. Они пришли к выводу, что мозг способен создавать фальшивые воспоминания. Такого рода воспоминания широко распространены и этому есть даже документальное подтверждение. Проведенные исследования нейробиолога показали, как мозг создает фальшвоспоминания.

Ученые выяснили, что наш мозг может создавать фальшивые воспоминания

Ученым не удавалось в течение долгого времени найти область мозга, которая хранит воспоминания, так называемые энграммы. В каждое воспоминание входит несколько элементов – в т.ч. пространство, время, объект. Кодировка воспоминаний происходит в результате химических и физических изменений в нейронах. В 40-х годах было выдвинуто предположение, что воспоминания находятся в височном отделе мозга. Нейрохирург У. Пенфилд проводил стимуляцию мозга электрическим разрядом пациентам, которые страдали эпилепсией и которые ожидали операцию. Пациенты говорили, что во время стимуляции в голове начинали возникать воспоминания. Проводимые позже исследования пациентов, у которых была амнезия, подтвердили, что височная область отвечает за хранение информации. Но все эти исследования на самом деле не подтверждали, что энграммы хранятся именно в височной части.

Группа специалистов решила выяснить, где же спрятан тайник с воспоминаниями. Для этого необходимо было методом активации в височной области определенных групп клеток заставить человека переживать воспоминания. Чтобы этого достигнуть ученые воспользовались новой технологией – оптогенетикой, с помощью которой можно избирательно стимулировать с помощью света определенные клетки в мозгу.

Эксперименты проводились на мышах, которым вживили ген Channelrhodopsin, что активизировал нейроны после световой стимуляции. Через мышей пропускали небольшие разряды тока, при формировании таких воспоминаний оба гена были подключены. В результате ученые отмечали клетки с воспоминаниями. Затем мышей перемещали в совершенно новую для них клетку. В начале мыши вели себя спокойно, но когда начиналась стимуляция отмеченных мозговых клеток в височной области светом, мыши в страхе замирали – воспоминания об электрических разрядах возвращались. Но ученые на этом не остановились и решили создать фальшивые воспоминания у мышей.

В новом исследовании мышей снова помещали в еще одну клетку, где они не переживали абсолютно никаких отрицательных эмоций. В мозгу были отмечены воспоминания об этой клетке геном Channelrhodopsin. Далее мышей уже в новой клетке испытывали электрическим током, но в этот раз вместе со световой стимуляцией, чтобы вернуть воспоминания. Когда мышей пересаживали в клетку, в которой их ни разу не подвергали испытаниям, они вели себя крайне беспокойно и испытывали страх. В результате у мышей были созданы ложные воспоминания. Как выяснили ученые, следы такого рода воспоминаний хранятся в том же отделе мозга, где и реальные воспоминания.

В настоящее время ученые предполагают создать более сложные воспоминания, к примеру, о других мышах или о пище.

Новейшие исследования по теме Ученые выяснили, что наш мозг может создавать фальшивые воспоминания

В полной темноте мозг сообщает зрительной системе о той обстановке, которая, по его мнению, должна быть здесь. При этом мозг мобилизует собственный предыдущий жизненный и визуальный опыт.

Мы многое знаем о связи между здоровьем беременной матери и поведением, настроением, когнитивном и психологическом развитии ее ребенка после рождения.