Ученые, возможно, создали препарат, останавливающий развитие заболевания

06 марта 2012, 12:58

Профессор неврологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Джефф Бронштейн (Jeff Bronstein) с коллегами создали новое соединение, которое может служить "молекулярным пинцетом": оно захватывает молекулы белка альфа-синуклеина в определенных местах, препятствуя их слипанию друг с другом, сообщает MedicalXpress.

Альфа-синуклеин считается одним из факторов, провоцирующих болезнь Паркинсона: при заболевании его структура нарушается, становится аморфной и неупорядоченной, что приводит к образованию белковых агрегатов, а также отмиранию нейронов центральной нервной системы.

Молекулярный пинцет, созданный калифорнийскими учеными, не только препятствует образованию агрегатов альфа-синуклеина, но также подавляет токсичность этого белка и разрушает уже существующие агрегаты. При этом он не влияет на нормальные функции головного мозга.

Молекулярные пинцеты представляют собой нецикличные молекулы, у которых есть два конца - две "руки", способные захватывать другие молекулы через нековалентные связи. Молекула-пинцет для альфа-синуклеина называется CLR01, имеет форму буквы "С" и химическую структуру, благодаря которой она "обхватывает" белковую цепочку в тех местах, где находится аминокислота лизин. Эта аминокислота входит в состав большинства белков.

Действие CLR01 было проверено как в культурах клеток, так и в живом организме, на трансгенных аквариумных рыбках данио, которые служили моделью болезни Паркинсона. Данио используются в качестве лабораторного объекта потому, что с ними легко проводить генно-инженерные манипуляции, а кроме того они прозрачны и это позволяет визуализировать биологические эксперименты.

Модельные аквариумные рыбки несли альфа-синуклеин, меченый зеленым флуоресцентным белком, что позволяло отслеживать состояние белковых агрегатов под воздействием молекулярного пинцета CLR01. В этих экспериментах, так же, как и в культурах клеток, наблюдался один и тот же эффект. CLR01 препятствовал образованию агрегатов альфа-синуклеина, отмиранию нейронов вследствие токсичного эффекта белковых агрегатов, а также вызывал разрушение уже имеющихся агрегатов.

Эти результаты вдохновили ученых на новые опыты с молекулярным пинцетом: в настоящее время они изучают действие CLR01 на мышах - моделях болезни Паркинсона и надеются на то, что эти исследования в конечном счете приведут к испытаниям на людях.

В настоящее время для людей с болезнью Паркинсона существует лишь симптоматическое лечение, препаратов, останавливающих развитие заболевания, не существует.

Новейшие исследования по теме Ученые, возможно, создали препарат, останавливающий развитие заболевания
Ученым из Южной Кореи удалось создать новое вещество, которое эффективно борется с болезнью Паркинсона. Свою работу они опубликовали в одном из научных изданий.
Израильские ученые сделали еще один шаг на пути к открытию способа лечения болезни Паркинсона