Ученые смогли «вырезать» из иммунных клеток человека генома ВИЧ

18 августа 2014, 09:00

Вирус иммунодефицита человека обладает способностью встраивать собственный геном в ДНК клетку «хозяина». Специалисты назвали данный жизненный цикл вируса – стадией провируса. Как отмечают ученые, именно эта способность вируса не позволяет избавиться от заболевания – встраиваясь в клеточную ДНК, вирус приобретает устойчивость к лечению и становится невосприимчивым к лекарственным препаратам. Вирус остается в организме даже после окончания курса терапии. В определенный момент ВИЧ активизируется и начинает размножаться, тем самым уничтожая клетку.

Как предполагается, для полного уничтожения вируса в организме, необходимо устранить все копии вирусного генома из ДНК ВИЧ-инфицированного. Группа ученых из Темпльского университета в Филадельфии смогли добиться такого результата. Для этого специалистам потребовалось найти в клеточной ДНК гены вируса. Для этой цели ученые использовали синтезированную рибонуклеиновую кислоту, которая «прилипает» к вирусу, как только выявляет его в клетке. Данная рибонуклеиновая кислота (guide RNA) реагирует только на гены вируса, т.е. она не связывается с клеточными генами организма человека.

Ученые сделали молекулу рибонуклеиновой кислоты довольно короткой – 20 нуклеотидов в длину, кроме того, благодаря молекуле ученые смогли определить границы вирусного генома в ДНК. Другими словами, молекула рибонуклеиновой кислоты не только выявляет наличие вируса в структуре ДНК, но и его начало и конец в цепочке.

После того, как вирус выявлен, его необходимо удалить. Для этой цели также используется молекула-проводник рибонуклеиновой кислоты, которая доставляет фермент нуклеаза Cas9 в измененную клетку. В настоящее время такой фермент активно используется специалистами для изменения ДНК в живых клетках. В естественных условиях нуклеаза Cas9 является частью противовирусной защиты. После ряда экспериментов, специалисты определили, что фермент нуклеазы можно спрограммировать для вырезания любой цепочки в ДНК. Однако для этого требуется своеобразная «направляющая инструкция», в роли которой и выступает молекула рибонуклеиновой кислоты. В своих работах группа специалистов смогла вырезать определенную нуклеотидную часть ВИЧ, после чего активизировались восстановительные клеточные системы клетки, которые «склеивали» образовавшееся после удаления генома вируса пустой промежуток.

В опубликованной в одном из научных журналов статье, исследователи отметили, что они смогли успешно «вырезать» геном ВИЧ из ДНК иммунных клеток. Данный исследовательский проект стал первым в своем роде, однако использование данного метода в клинических условиях произойдет не так скоро.

Специалисты проводили эксперимент в культуре клеток и на данный момент размышляют над тем, как можно снабдить каждую зараженную клетку в организме человека подобной «редактрующей» ДНК системой.

Кроме того, ВИЧ обладает повышенной способностью к мутированию, что также важно при разработке молекулы рибонуклеиновой кислоты, которая будет выявлять измененные ДНК-клетки.

Новейшие исследования по теме Ученые смогли «вырезать» из иммунных клеток человека генома ВИЧ

Ранее было известно, что вирус ВИЧ может скрываться внутри иммунных кровяных клеток. Однако недавно этот вирус был обнаружен и в макрофагах, откуда «изгнать» его достаточно сложно.

В честь Всемирного дня борьбы со СПИДом ВОЗ издала новые рекомендации по самовыявлению ВИЧ.