Медицинский эксперт статьи

Ученые смогли «вырезать» из иммунных клеток человека генома ВИЧ

, медицинский редактор
Последняя редакция: 16.10.2021

18 августа 2014, 09:00

Вирус иммунодефицита человека обладает способностью встраивать собственный геном в ДНК клетку «хозяина». Специалисты назвали данный жизненный цикл вируса – стадией провируса. Как отмечают ученые, именно эта способность вируса не позволяет избавиться от заболевания – встраиваясь в клеточную ДНК, вирус приобретает устойчивость к лечению и становится невосприимчивым к лекарственным препаратам. Вирус остается в организме даже после окончания курса терапии. В определенный момент ВИЧ активизируется и начинает размножаться, тем самым уничтожая клетку.

Как предполагается, для полного уничтожения вируса в организме, необходимо устранить все копии вирусного генома из ДНК ВИЧ-инфицированного. Группа ученых из Темпльского университета в Филадельфии смогли добиться такого результата. Для этого специалистам потребовалось найти в клеточной ДНК гены вируса. Для этой цели ученые использовали синтезированную рибонуклеиновую кислоту, которая «прилипает» к вирусу, как только выявляет его в клетке. Данная рибонуклеиновая кислота (guide RNA) реагирует только на гены вируса, т.е. она не связывается с клеточными генами организма человека.

Ученые сделали молекулу рибонуклеиновой кислоты довольно короткой – 20 нуклеотидов в длину, кроме того, благодаря молекуле ученые смогли определить границы вирусного генома в ДНК. Другими словами, молекула рибонуклеиновой кислоты не только выявляет наличие вируса в структуре ДНК, но и его начало и конец в цепочке.

После того, как вирус выявлен, его необходимо удалить. Для этой цели также используется молекула-проводник рибонуклеиновой кислоты, которая доставляет фермент нуклеаза Cas9 в измененную клетку. В настоящее время такой фермент активно используется специалистами для изменения ДНК в живых клетках. В естественных условиях нуклеаза Cas9 является частью противовирусной защиты. После ряда экспериментов, специалисты определили, что фермент нуклеазы можно спрограммировать для вырезания любой цепочки в ДНК. Однако для этого требуется своеобразная «направляющая инструкция», в роли которой и выступает молекула рибонуклеиновой кислоты. В своих работах группа специалистов смогла вырезать определенную нуклеотидную часть ВИЧ, после чего активизировались восстановительные клеточные системы клетки, которые «склеивали» образовавшееся после удаления генома вируса пустой промежуток.

В опубликованной в одном из научных журналов статье, исследователи отметили, что они смогли успешно «вырезать» геном ВИЧ из ДНК иммунных клеток. Данный исследовательский проект стал первым в своем роде, однако использование данного метода в клинических условиях произойдет не так скоро.

Специалисты проводили эксперимент в культуре клеток и на данный момент размышляют над тем, как можно снабдить каждую зараженную клетку в организме человека подобной «редактрующей» ДНК системой.

Кроме того, ВИЧ обладает повышенной способностью к мутированию, что также важно при разработке молекулы рибонуклеиновой кислоты, которая будет выявлять измененные ДНК-клетки.