Ученые смогли вырастить яйцеклетку из стволовых клеток

27 февраля 2012, 22:02

Группа ученых из Гарвардского университета провела успешный эксперимент по выращиванию в лабораторных условиях яйцеклеток из стволовых клеток, взятых из яичника молодой женщины. Результаты работы опубликованы 26 февраля в журнале Nature Medicine.

Тем самым, по мнению авторов исследования, опровергнута бытующая догма о том, что яичники изначально содержат ограниченный и невозобновляемый запас яйцеклеток, который истощается за период детородного возраста женщины. Как заявил BBC News возглавлявший группу профессор Джонатан Тилли (Jonathan Tilly), директор центра репродуктивной биологии Массачусетской больницы общего профиля (Massachusetts General Hospital), в недалеком будущем, благодаря полученным результатам, может быть сделан революционный прорыв в сфере репродукции человека.

Теорию о том, что женский организм в течение детородного возраста не пользуется лишь данным при рождении запасом, а производит потенциальные источники новых яйцеклеток, Тилли выдвинул еще в 2004 году. Тогда ему и его коллегам удалось выделить такие клетки у мышей.

На этот раз объектом исследования Тилли и его группы стали ткани яичника, удаленного у 20-летней женщины. Ученые выделили из них стволовые клетки благодаря специфическому белку DDX4, покрывающему их поверхность. Затем эти клетки были помечены зеленым флуоресцентным белком. Далее ученые наблюдали, как в лабораторных условиях в течение двух недель из меченых клеток развились ооциты - незрелые яйцеклетки. Эти ооциты затем были возвращены в ткани яичника, которые, для обеспечения хорошего кровеснабжения, были вживлены под кожу живой мыши. Там ооциты созрели и превратились в зрелые яйцеклетки, которые, как утверждают авторы исследования, по своим функциональным характеристикам ничем не отличаются от тех, которые производятся в женском организме естественным путем.

По словам Тилли, новая технология дает возможность создания неограниченного количества яйцеклеток. Команда Тилли уже продвигает идею создания банков ооцитных стволовых клеток, которые могут быть заморожены и храниться в течение долгого времени. Это может помочь зачать ребенка женщинам, страдающим раком или бесплодием, полагает Тилли.

В то же время ряд специалистов полагает, что прежде, чем поставить производство яйцеклеток на поток, необходимы многолетние дополнительные исследования в этой области.

Новейшие исследования по теме Ученые смогли вырастить яйцеклетку из стволовых клеток

Лечение стволовыми клетками помогает установить контроль над мочеиспусканием и устранить посттравматические боли после повреждения спинного мозга у подопытных грызунов.

В Соединенных штатах команда ученых выяснила, что лечение при помощи стволовых клеток может быть опасным. Как показали исследования, со временем в организме пациента индуцированные плюрипотентные стволовые клетки начинают мутировать, что...