Ученые смогли очистить клетки от ВИЧ

29 апреля 2016, 09:00

Генетики выяснили, что клетки, зараженные вирусом иммунодефицита можно очистить от «лишних» составляющих, в частности от ВИЧ. Новые технологии позволяют вырезать вирусные гены из иммунных клеток, при этом риск вторичного развития вируса практически отсутствует.

О технологии, которая позволяет выявлять встраиваемые в клетки геномы вируса, заявила группа исследователей под руководством Кэмеля Кхалили еще несколько лет назад. Тогда ученым удалость наглядно показать эффективность новой системы, получившей название CRISPR/Cas9 – геномы вируса имеют характерное отличие, что по которому система распознает их в клетке и уничтожает. Сейчас специалисты вновь использовали технологию CRISPR/Cas9, чтобы уничтожить вирус иммунодефицита в клетках и доказали, что удалить вирус из клетки полностью возможно, кроме того, технология блокирует повторное встраивание ВИЧ в хромосомы иммунных клеток.

Ученые работали с клетками, которые в большинстве случаев поражает вирус иммунодефицита – Т-лимфоцитами, в геноме которых присутствовали сотни копий измененного вируса иммунодефицита, кроме этого, для лучшего отслеживания результатов работы эксперты заменили один из генов ВИЧ на флуоресцентный белок, что привело к выработке светящихся молекул после активации вируса в клетке. На жизнедеятельности вируса внедрение генов Cas9 не отразилось, но удаление вируса иммунодефицита из генома Т-лимфоцитов произошло при экспрессии РНК-гидов. В ходе исследований ученые выяснили, что изначально в клетке было 4 связанных с ВИЧ включения, но все они были уничтожены при помощи новой системы группы Кхалиля. Также специалисты выяснили, что продолжение экспрессии генов Cas9 и РНК-гидов позволяет предотвратить повторное внедрение ВИЧ в ДНК клетки.

Сами исследователи отметили, что их работа поможет разработать новые методы лечения ВИЧ, в основе которых будет удаление ДНК вируса из иммунных клеток, также ученые допускают, что подобный способ лечения позволит полностью избавиться от заболевания.

Сейчас вирус иммунодефицита остается основной проблемой в ряде стран, а лечение на сегодняшний день основано на антиретровирусной терапии, которая только приостанавливает развитие вируса и помогает продлить жизнь пациентам на несколько десятков лет, однако, такое лечение не позволяет уничтожить вирус в организме полностью. Вирус иммунодефицита отличается тем, что способен быстро встраиваться в геном клеток человека, где «оседает» и становится причиной рецидивов. Сегодня все надежды возлагаются на генную инженерию, и специалисты надеются, что новые методы позволят избавиться от ВИЧ навсегда.

Система CRISPR/Cas9 была разработана на основе антивирусной защиты клеток и способна распознавать «ненужные» участки ДНК и убирать все лишнее из клетки, не повреждая её.

Сейчас специалисты провели только первый этап испытаний и система CRISPR/Cas9 доказала свою эффективность, в планах исследовательской группы изучить принцип действия новой системы, чтобы понять, эффективна она только на начальной стадии либо на всех этапах развития болезни.

Новейшие исследования по теме Ученые смогли очистить клетки от ВИЧ

В честь Всемирного дня борьбы со СПИДом ВОЗ издала новые рекомендации по самовыявлению ВИЧ.

Команда израильских специалистов заявила о создании уникального вещества, которое способно противостоять вирусу СПИДа. Разработка уничтожает зараженные вирусом клетки и совершенно безопасна для нормальных клеток и организма в целом.