Ученые синтезировали новые молекулы для лечения аутоиммунных болезней

03 января 2012, 20:18

Команда ученых из института Вейцмана решила бросить вызов аутоиммунным заболеваниям. При таких заболеваниях, как болезнь Крона и ревматоидный артрит, иммунная система ошибочно атакует ткани организма. Но ученым удалось обмануть иммунную систему с помощью фермента, известного как MMP9. Результаты их исследований опубликованы в журнале Nature Medicine.

Профессор Ирит Саги и ее исследовательская группа потратили годы в поисках путей блокирования действия фермента металлопротеиназы (MMPs). Эти белки учувствуют в разрушении коллагена - основного компонента соединительной ткани. При аутоиммунных нарушениях некоторые фракции этих белков, особенно MMP9, выходят из-под контроля, что приводит к прогрессированию аутоиммунных заболеваний. Блокирование этих белков может привести к разработке эффективных методов лечения аутоиммунных заболеваний.

Изначально Саги и ее команда разработали синтетические молекулы, нацеленные непосредственно на MMPs. Но эти препараты имели очень тяжелые побочные эффекты. Организм обычно производит свои собственные ингибиторы MMP, известные как TIMPs. В отличие от синтетических лекарств, они работают очень избирательно. TIMP состоит из иона цинка, который окружен трема пептидами гистидина, напоминающие пробку. К сожалению, такие молекулы довольно сложно воспроизвести в лабораторных условиях.

Доктор Нетта Села-Пэссвелл решил подойти к этой проблеме с другой стороны. Он не стал разрабатывать синтетическую молекулу, чтобы напрямую атаковать MMPs, а попытался стимулировать иммунную систему с помощью иммунизации. Так же, как иммунизация убитыми вирусами стимулирует иммунную систему к созданию антител, способных атаковать живые вирусы, иммунизация MMPs побудила бы организм к созданию антител, которые блокировали бы фермент в его активном участке.

Вместе с профессором Абрахамом Шэнзером они создали искусственную версию цинк-гистидинового комплекса в самом сердце активного центра MMP9. Затем они ввели эти маленькие, синтетические молекулы мышам, потом проверили кровь мышей на наличие признаков иммунной активности в отношении MMPs. Антитела, которые они обнаружили, получили название "metallobodies". Они были подобны, но не идентичны, TIMPs, а проведенный подробный анализ их атомной структуры показал, что они работают похожим способом - блокируют активный центр фермента.

При введении metallobodies и провоцировании воспалительного заболевания, которое имитировало болезнь Крона у мышей, ученые обнаружили, что симптомы аутоиммунного заболевания развивались. "Мы рады не только огромному потенциалу этого метода для лечения болезни Крона, - говорит Саги, - но и возможности использования такого подхода для изучения новых методов лечения многих других заболеваний".

Сейчас ученые из Института Вейцмана подали заявку на выдачу патента на синтетические молекулы иммунизации, а также сгенерированных metallobodies.

Новейшие исследования по теме Ученые синтезировали новые молекулы для лечения аутоиммунных болезней
Успешно разрешившаяся беременность повышает риск развития таких аутоиммунных болезней как волчанка, ревматоидный артрит и рассеянный склероз.