Ученые продвинулись в вопросах продления жизни

, медицинский редактор
Последняя редакция: 16.10.2021

08 сентября 2016, 09:00

Глава Института исследований старения Бака, расположенного в Калифорнии и, к слову, являющегося единственным такого рода в мире, доктор Брайан Кеннеди заявил, что в современной медицине уже произошли изменения, которые помогут продлить жизнь людям на десятилетия.

На собрании в Петербурге, посвященном новым технологиям в области долголетия, профессор Кеннеди отметил, что в его институте ученые смогли выяснить, что же на самом деле провоцирует старение организма – постоянные стрессы и лишние калории. О вреде стресса ученые говорят уже давно, но вот о том, что лишние килограммы способствуют старению, знают не все, кроме того, указывает ли данное открытие на то, что похудение может омолодить организм.

Исследовательская группа Кеннеди изучала причины старения клеток на протяжении 20 лет и относительно лишних килограммов ученые могут сказать следующее: при употреблении большого количества калорийной пищи увеличивается риск воспалений в жировых отложениях (у мужчин вероятность воспалительных процессов выше, чем у женщин). В экспериментах с грызунами было установлено, что лишний вес явно ускоряет процессы старения и сокращает длительность жизни животных, но у людей дела обстоят не совсем так, к примеру, у женщин помогают предупредить воспаления гормоны эстрогены (даже если есть лишние килограммы), но после наступления менопаузы женщины и мужчины находятся в равном положении и риск воспалений у женщин увеличивается в разы.

Кроме того, сегодня ученые признали, что хронические воспалительные процессы способствуют раннему старению.

Коллеги доктора Кеннеди, группа под руководством Вальтера Лонго из Южнокалифорнийского университета, наблюдали за рационом людей и риском смертности. В результате было установлено, что присутствие в меню большого количества животных белков и молочных продуктов значительно сокращают длительность жизни, но такой рацион подходит только для людей до 65 лет, в пожилом возрасте большим здоровьем обладали люди, потреблявшие больше белка (около 20%).

На основании этого ученые сделали вывод, что перед тем, как говорить о полезном питании или нормальном весе, следует обратить внимание на возраст человека. Ученые уверены, что чем старше человек, тем менее страшен для него лишний вес, наоборот, людям старше 44 лет лишние килограммы служат своеобразной дополнительной защитой.

Доктор Кеннеди отметил, что во время еды в организме активируется белок mTOR, который участвует в делении и росте клеток, и необходим молодому растущему организму, но во взрослом состоянии, когда начинается «износ» организма, важно очищать клетки (накопившиеся повреждения могут быть причиной развития рака, диабета и других серьезных болезней). Ученые выяснили, что нехватка питательных веществ запускает в организме «режим стрессоустойчивости», что останавливает процессы старения и разрушения клеток.

Эксперименты на животных показали, что снижение активности белка mTOR помогает продлить жизнь до 25% (в среднем на 10-25 лет для человека).

Затормозить активность белка mTOR помогает рапамицин (распространенный иммуносупрессор, который используют при трансплантации органов), метформин, акарбоза (препараты для лечения диабета).

Сейчас ученые работают над тем, чтобы разработать антивозрастные препараты на основе вышеперечисленных препаратов. Кроме того, уже начаты испытания геропротектора метформина, который не так эффективен для продления жизни, чем аскарбоза или рапамицин, но более безопасен для человека, в сравнении с другими препаратами. Пока не получены окончательные результаты клинических испытаний, принимать такие препарата самостоятельно опасно для здоровья и жизни. Но тем, кто желает сохранить здоровье и продлить жизнь, профессор Кеннеди рекомендует придерживаться низкокалорийной диеты либо популярной в последнее время диеты под названием 5/2, при которой 5 раз в неделю можно кушать практически все (не злоупотреблять вредной пищей – копчеными продуктами, гамбургерами и т.п.), а 2 дня питаться низкокалорийными продуктами.

trusted-source[1], [2]