Ученые продолжают искать способы омоложения

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 16.10.2021

14 декабря 2016, 09:00

Недавний эксперимент с переливанием плазмы крови молодых грызунов старым животным, который показал довольно эффективные результаты, взбудоражил не только научное сообщество, но и общественность. Ученые стали обсуждать возможные перспективы этого открытия, но на самом деле еще рано говорить о том, что переливание «молодой» крови может действительно улучшить состояние пожилых людей.

Несмотря на то, что эксперименты с переливанием крови проводились относительно недавно, Питер Тиль – основной инвестор Facebook заинтересовался омолаживающими инъекциями с кровью, кроме того, как минимум одна компания уже занимается разработкой препаратов на основе этого метода омоложения.

Но недавно в одном из известных журналов появилась статья, в которой ученые поставили под сомнение метод омоложения при помощи «молодой крови». Как показали дальнейшие эксперименты, не всегда наблюдался положительный эффект после переливания крови между подопытными животными разных возрастов. На организм старого животного кровь молодого не действует, но старая кровь для молодого организма, наоборот, оказалось опасной и вызвала у ряд проблем со здоровьем, в частности с внутренними органами.

Ученые предполагают, что на протяжении жизни в клетках крови накапливаются молекулы, которые и лежат в основе старения организма, и эксперименты подтверждают факт, что молодая кровь не является лекарством. Руководитель научной группы Ирина Конбой еще в 2005 году провела эксперимент по объединению организмов молодого и старого грызуна хирургическим путем. Метод, примененный командой Конбой, называется парабиоз и подразумевает свободный обмен кровью между двумя организмами. В ходе эксперимента было установлено, что у старой мыши произошло восстановление тканей, которые подверглись возрастным изменениям. В прессе сразу же поползли слухи о том, что молодая кровь помогает омолодиться. Но ученые отмечают, что при парабиозе происходит не только обмен кровью, старый грызун получил возможность также использовать внутренние органы молодого, в частности его сердце и легкие. В последнем исследовании ученые применили другой метод, при котором происходил обмен исключительно кровью. Через месяц специалисты проверили состояние здоровья подопытных грызунов и были озадачены – на состояние старой мыши обмен кровью не повлиял, её состояние осталось без изменений, тогда как организм молодого грызуна претерпел существенных изменений, причем не в лучшую сторону. У молодой мыши все внутренние органы стали работать хуже, особенно пострадали клетки головного мозга.

По мнению экспертов, молекулы, которые накапливаются в крови на протяжении всей жизни, способны влиять на рост и развитие клеток, в частности останавливать эти процессы. По словам Конбой, возможно эти молекулы сильнее молекул, которые присутствуют в клетках молодой крови, что и привело к резкому ухудшению здоровья молодых грызунов, после обмена кровью со старыми животными.

Сейчас перед учеными стоит задача выявить эти молекулы в крови. В старой крови их большое количество, но не исключено, что есть основная группа молекул, которая контролирует все остальные. Ученые намерены определить, как старый организм будет реагировать на различные действия с такими молекулами.

Получается, что ученые опровергли распространившееся мнение о том, что переливание молодой крови может повлиять на процессы старения и омолодить организм. Но новое исследование, возможно, поможет ученым найти способ «перевода» назад биологических часов.

trusted-source[1], [2]