Ученые описали механизм начала системной красной волчанки

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 26.02.2024

26 февраля 2024, 12:56

Аутоиммунная реакция при волчанке запускается на фоне избыточного количества иммунных рецепторов, обязанных контролировать отсутствие вирусов в клетках.

Системная красная волчанка – аутоиммунная патология с богатой клинической симптоматикой. Наиболее распространенные симптомы – это типичные высыпания в области лица, суставные боли, невропатии, расстройства кровообращения в конечностях, сердечно-сосудистые нарушения и т. д. Клиническая картина заболевания подробно описана в разных научных трудах, чего нельзя сказать о причинах и патогенезе.

Фактически, общая причина известна: иммунная система атакует собственные структуры организма, принимая их за инородные. Однако почему так происходит? Четкие причины ученые до сих пор назвать не могут. Предполагается, что развитию патологии способствуют вирусные или микробные заражения, радиоактивное излучение и пр.

Иммунитет включает в себя целый ряд различных белковых веществ и клеток, соединенных друг с другом импульсными связями. Для понимания механизма развития реакции важно подробнее проследить и определить все известные связи.

Данную проблему попытались решить представители Института биологии и инфекций вместе со своими немецкими коллегами. Специалисты исследовали особенности врожденного иммунитета, его реакцию на патогенных возбудителей. Обнаружилось, что врожденный иммунитет выявляет определенный обобщенный признак, характерный для той или иной вирусной группы.

Клеточные структуры имеют ряд специфических толл-подобных рецепторов, запускающих ответ врожденного иммунитета при появлении различных вирусных ДНК, РНК, либо бактерий. К одноцепочечной РНК вируса чувствителен рецептор TLR7, локализованный внутри клетки и сигнализирующий определенным образом при появлении в клетке вирусной частицы.

Работа рецепторов зависит от их численности в клетке. Малое количество рецепторов может не заметить вирус. Большое количество рецепторов приводит к началу аутоиммунного ответа. Подобные исследования уже проводили на грызунах, где подтвердилось, что избыток рецепторов TLR7 вызывал у животных признаки системной красной волчанки.

Клетка в норме обладает механизмами, регулирующими численность рецепторов. Однако не исключено появление мутаций, в результате которых такие механизмы перестают срабатывать, а внутри клетки начинает скапливаться TLR7 с последующим развитием аутоиммунной реакции.

Возможно, что это не единственный возможный механизм развития системной красной волчанки. Но в любом случае, выявленные причастные белки, скорее всего, можно использовать для направления в них лекарственных препаратов, способных противодействовать мутационным изменениям. В результате можно «заставить» белки более усердно перерабатывать молекулы рецепторов иммунитета, чтобы предупредить старт аутоиммунной реакции.

Подробности об исследовании изложены на странице журнала Science