Медицинский эксперт статьи

Ученые обнаружили новое «депо» ВИЧ-инфекции в человеческом организме

, медицинский редактор
Последняя редакция: 23.11.2021

05 мая 2017, 09:00

Ранее было известно, что вирус ВИЧ может скрываться внутри иммунных кровяных клеток. Однако недавно этот вирус был обнаружен и в макрофагах, откуда «изгнать» его достаточно сложно.

«Выводы, полученные в результате исследований, демонстрируют: ВИЧ способен скрываться как в Т-клетках, так и в других структурах организма. Если вирус может выжить, находясь в макрофагах – значит, лечение должно быть направлено на его уничтожение в клетках разного типа», - объясняет Дженна Ханникат, сотрудник американского Университета Северной Каролины (Чапел Хилл).

Ученые акцентируют внимание на том, что на сегодняшний день пациенты с ВИЧ-инфекцией живут в основном благодаря лечению антиретровирусными средствами – это специфические препараты, которые угнетают вирусную репликацию в клетках организма. Данный вид лечения обладает большим количеством побочных проявлений, поэтому жизненно необходимо делать периодические длительные перерывы в терапии. Эти вынужденные перерывы зачастую приводят к возобновлению активности вируса, причем заболевание возвращается к начальной стадии уже за 14-20 дней. Именно из-за этого ученые начали поиск новых видов лечения, чтобы избежать подобного явления.

Дженна Ханникат совместно с другими исследователями определили, что вирус «оседает» как в Т-клетках, так и в макрофагах – амебовидных структурах, которые уничтожают патогенную флору и другие опасные для организма частицы.

Свои эксперименты ученые проводили на особенных грызунах, у которых костный мозг складывается из человеческих клеточных структур.

После того, как ученые обнаружили новое «депо» ВИЧ-инфекции, они решили проверить, удастся ли вирусу, который спрятался в макрофагах, пережить курс лечения антиретровирусными средствами. Действительно, более чем у четверти подопытных грызунов вирус после антиретровирусного лечения восстановился.

Предположительно, макрофаги играют роль основного места укрытия ВИЧ-инфекции. Подтверждение этой информации – это полномерное возобновление инфекции после губительного воздействия антителами, приема медикаментов и полной чистки от Т-клеток. То, что ученым удалось обнаружить место укрытия вируса, может стать пусковым механизмом к созданию адекватного медикамента для ВИЧ-инфицированных пациентов.

Лечение антиретровирусными препаратами, которому на данный момент нет аналогов, не сможет полностью вылечить заболевание. Цель такого лечения состоит в поддержке собственного иммунитета организма, в понижении концентрации вирусной РНК, в торможении нарастания иммунодефицита, в увеличении продолжительности жизни пациентов. Антиретровирусные препараты не уничтожают вирус, а лишь сдерживают его размножение. Часто лечение проводят, используя одновременно несколько видов антиретровирусных средств, что дает относительно неплохие результаты. Однако полностью избавить человека от заболевания такой терапии не под силу.