Ученые идентифицировали ген, регулирующий сердечный ритм

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 16.10.2021

09 августа 2011, 19:13

Исследователи идентифицировали ген, от которого зависит качество межклеточных контактов в проводящей системе сердца. Нарушения в его работе вызывали рассогласование и плохое распространение нервно-мышечного сигнала в сердечной мышце.

Сердечная аритмия - одно из самых распространённых заболеваний, а её комбинация с другими сердечно-сосудистыми недугами неизбежно приводит к скорой смерти. По статистике, только в США около 300 тыс. человек ежегодно умирают из-за сердечных приступов, осложнённых аритмией.

Как известно, нормальная работа сердца определяется согласованным сокращением мышечных волокон, что, в свою очередь, зависит от быстрого и координированного распространения электрического импульса по кардиомиоцитам. Рассинхронизация возбуждения и сокращения в различных участках сердца и приводит к аритмии.

Хотя симптомы этого заболевания давно и хорошо известны, о причинах его возникновения так, увы, не скажешь. В этом смысле необычайно важными представляются результаты, полученные группой учёных из Гладстоновского института (Сан-Франциско, США). В статье, опубликованной в журнале PNAS, исследователи сообщают, что им удалось найти ген, от которого зависит ритм сердца. Он называется Irx3 и входит в группу так называемых гомеозисных генов. Эти гены кодируют различные транскрипционые факторы, играющие большую роль в процессах формирования органов и тканей.

Очевидно, что передача возбуждения с клетки на клетку возможна только при нормальном межклеточном контакте. Irx3 как раз и регулирует синтез двух белков коннексинов, формирующих плотные межклеточные соединения в проводящей системе сердца. Можно сказать, что фактор Irx3 следит за плотностью контактов в электрической цепи (причём в разных участках этой цепи контакты несколько различаются). У мышей с выключенным геном Irx3 электрический импульс распространялся медленно и с трудом достигал пункта назначения. Как следствие, у животных развивалась жесточайшая аритмия, так как нервно-мышечные сигналы оказывались рассогласованными.

В дальнейшем учёные собираются проверить, есть ли связь между случаями аритмии и мутациями в гене Irx3. Если есть - это откроет дорогу для создания генной терапии тяжёлых сердечно-сосудистых расстройств.

trusted-source[1], [2], [3], [4]