Ученые: чем старше отец, тем дольше живут дети

, медицинский редактор
Последняя редакция: 16.10.2021

12 июня 2012, 19:38

У мужчин, надолго откладывающих вопрос обзаведения потомством, появился веский аргумент в пользу подобного промедления: американские ученые пришли к выводу, что чем старше отец ребенка, тем выше у того шансы прожить долгую жизнь.

Позднее отцовство несет преимущества для выживания потомства: дети и внуки у мужчин зрелого возраста, похоже, "генетически программируются" на более продолжительную жизнь, свидетельствуют результаты исследования команды ученых из США.

Итоги работы опубликованы в последнем номере ведущего американского научного журнала Proceedings of the National Academy of Sciences.

Однако пока неясно, не будут ли эти преимущества сведены на нет другими проблемами, связанными с поздним обзаведением потомством.

Короткие теломеры - короткая жизнь

Ученые уже на протяжении какого-то времени знают о существовании связи между продолжительностью жизни и размером структур под названием теломеры, находящихся на концах хромосом. Теломеры служат хранилищем наследственной информации - ДНК. В общем случае малая длина теломеров означает более короткую жизнь.

Теломеры служат для защиты хромосом от повреждений. В большинстве клеток с возрастом они становятся все короче, пока наконец клетки не теряют способность к самовоспроизведению.

Однако, как выяснили ученые, у сперматозоидов теломеры с возрастом становятся все длиннее.

А поскольку мужчины передают свою ДНК детям через сперматозоиды, эти длинные теломеры могут быть унаследованы следующим поколением.

Доктор Дэн Эйзенберг с коллегами из Департамента антропологии Северо-Западного университета в Иллинойсе изучил, как теломеры передаются по наследству, на примере группы молодых людей, живущих на Филиппинах.

Обнаружилось, что теломеры, измеренные в образцах крови испытуемых, были тем длиннее, чем старше были их отцы на момент рождения детей.

Удлинение теломеров было еще больше, если дедушка ребенка по отцовской линии также становился отцом в более позднем возрасте.

Польза или вред?

Известно, что позднее отцовство увеличивает риск преждевременных родов, но, несмотря на это, авторы работы считают, что в долгосрочной перспективе оно несет пользу для здоровья потомства.

Ученые убеждены, что наследование более длинных теломеров будет особенно полезно для тканей и биологических функций, в которых происходит быстрый рост клеток и их обновление, - таких как иммунная система, пищеварительный тракт и кожный покров.

И это может иметь значительный эффект для здоровья населения в целом, говорит профессор Томас фон Зглиницки, эксперт по старению клеток в Университете Ньюкасла: "Чем дольше предки по отцовской линии откладывают деторождение, тем больше длина теломеров, передаваемых потомству. Это дает возможность увеличить среднюю продолжительность жизни в популяции, по мере того как ее членам удается прожить дольше, чтобы давать потомство в более позднем возрасте".

По словам профессора, требуется проведение дополнительных исследований: "Лишь в очень малом числе научных работ, в которых связывается длина теломеров со здоровьем в зрелом возрасте, изучается эффект - если таковой вообще имеется, - возраста родителя. До сих пор окончательно неясно, что в большей мере влияет на возникновение болезней, связанных со старением, и смертность - длина родительских теломеров при зачатии (рождении) или же скорость сокращения теломеров с возрастом".

Фон Зглиницки обращает внимание на то, что авторы работы не уделили внимания состоянию здоровья в первом поколении потомства. По его словам, не исключено, что преимущества, связанные с получением более длинных теломеров от пожилого отца, будут сведены на нет или даже полностью перечеркнуты из-за проблем с более высоким уровнем общего повреждения ДНК и мутаций сперматозоидов.

trusted-source[1], [2]