У человека могут расти зубы в течение всей жизни

12 ноября 2015, 09:00

Группа биологов в процессе изучения восстановления зубов у рыб, обитающих в одном из пресных африканских озер, выяснили, что механизмом легко поддается управлению и вполне возможно запустить рост коренных зубов и у людей.

Зубы и вкусовые рецепторы развиваются из одного эпителия, поэтому ученых интересовали оба элемента. Рыбы не имеют языка, и вкусовые рецепторы находятся у них между зубами.

В озере Ньяса проживают различные виды цихлид, которые смогли приспособиться к непростым условиям – у одного вида практически нет зубов, поскольку они питаются только планктоном, другим, которые питаются водорослями, необходимы и зубы, и рецепторы, чтобы по вкусу отличать вредную пищу.

В своем исследовании ученые вывели гибрид, из двух видов рыб и уже во втором поколении появились отличия в генах, а также были выявлены схожие гены, которые имели отношение к развитию зубов и вкусовых рецепторов у грызунов.

Зародышей рыб помещали в особый состав, и исследователи нашли механизмы управления процессом развития тканей, в результате, зубы и рецепторы и эмбрионов развивались быстрее. Такие изменения начинались в самом начале формирования челюсти, примерно, через неделю жизни плода.

Несмотря на то, что есть кардинальные анатомические отличия зубов и вкусовых рецепторов, они формируются из одного эпителия. При определенных химических сигналах процесс восстановления (роста) зубов может начаться и у человека, предполагают специалисты.

По словам самих исследователей, они не ожидали, что эти процессы поддадуться управлению, но это может означить, что эпителием в ротовой полости человека точно также можно управлять и запустить процесс роста коренных зубов. Ученые намерены провести ряд исследований и выяснить, как можно заставить эпителий человека начать производить не только зубы, но и вкусовые рецепторы.

Но эксперты отметили, что нужно не запустить процесс роста новых зубов, важно понять, как происходит развитие кровеносных сосудов, нервных окончаний, без которых полноценное функционирование как зуба, так и рецепторов, невозможно.

Подобные выводы делали исследователи из Национальной академии наук, которые проводили опыты с эмбрионами грызунов.

Ученые вводили эмбрионам особый тиггер, в результате чего у взрослой особи после выпадения коренных зубов росли новые зубы, правда, отличающие по форме. У грызунов зубы имеют сложную форму с несколькими выростами, а новые зубы были конусообразной формы.

Тогда ученые выдвинули предположение, что в геноме человека заложена информация о постоянном восстановлении зубов, но по неизвестным причинам этот процесс отключается после выпадения молочных зубов в детском возрасте.

Эксперименты с зубами на грызунах проводились и в Японии, но по другому методу – ученые вводили в десны обработанные куски ткани, в результате у грызуна вырастал полноценный резец.

В Каролинском институте ученые предложили другой вариант восстановления зубов, после того. Как обнаружили, что в нервах зуба есть стволовые клетки. Это открытие объясняет процесс роста и восстановления зубов.

Новейшие исследования по теме У человека могут расти зубы в течение всей жизни