Собственный жир человека станет источником новых клеток для регенерации печени

, медицинский редактор
Последняя редакция: 16.10.2021

07 ноября 2013, 09:04

Из отходов, которые получаются в процессе липосакции (откачки жира человека) ученые создали гепатоциты и применили их при восстановлении поврежденных клеток печени. При этом практически отсутствовал риск развития раковых клеток. Данный эксперимент проводился на мышах, но ученые надеются в ближайшем времени использовать данную технологию на людях.

Специалисты из университета Стэнфорда выявили новый способ регенерировать клетки печени положительно опробованный на подопытных мышах. Исходным сырьем послужили искусственно созданные и не эмбриональные клетки, которые использовались ранее в подобных экспериментах, а клетки человеческого жира уже во взрослом состоянии.

Ученые считают, что данный метод регенерации клеток печени имеет одно, но существенное преимущество. Выращивание гепатоцитов из стволовых эмбриональных клеток или из генетически измененных клеток всегда сопровождается риском развития раковой опухоли. Именно эта причина затормаживала подобную технологию. Но в случае, если получать гепатоциты из взрослых жировых клеток, пропуская стадию развития, риск сводится к нулю. Печень имеет удивительную способность к регенерации, небольшая часть печени со временем образуется в полноценный орган, но в результате алкоголизма, гепатита или токсикологического поражения печени разрушаются способность клеток к восстановлению.

Ученые уверяют, что процесс превращения жировых клеток в клетки печени успешно можно применять к человеку. На весь период уходит около 9 дней, этого вполне достаточно, чтобы запустить процесс восстановления. Иначе пациент без трансплантации может умереть. Только в США каждый год больше тысячи человек не дожидаются своей очереди на пересадку печени, к тому же нынешний процесс трансплантации связан с риском, кроме этого, человек с донорским органом должен в течение всей жизни принимать иммуносупрессанты, лекарства, подавляющие иммунный ответ, чтобы избежать отторжения чужеродного органа.

Специалисты уверены, что разработанный ими метод подойдет для клиник, так как новая ткань печени будет состоять из собственных жировых клеток пациента. Ученые предполагают, что после процедуры прием иммуносупрессантов не понадобится.

Выращивание клеток печени из стволовых жировых клеток был открыт японским ученым в 2006 году. Процесс выращивания длится довольно долго – около месяца, к тому же имеет малую эффективность – в гепатоциты трансформируется всего 12% клеток, что не давало возможности получить достаточное число клеток для восстановления печени.

Стэнфордские ученые разработали новую технологию, которой дали название сферическое культивирование. Данный процесс позволяет получить клетки печени за 9 дней, причем с достаточно высокой эффективностью, около 50%.

Все исследования проводились на мышах, у которых была подавленная иммунная система (чтобы не происходило отторжение клеток человека). Также все мыши имели определенную генетическую модификацию, при которой введение некоторого вещества провоцировало быстрое токсическое повреждение печени. При введении мышам 5 млн. полученных клеток печени человека через месяц выяснилось, что гепатоциты человека продуцируют альбумин, содержащийся в кровяной плазме мышей. Дальнейшее наблюдение за мышами в течение месяца показало, что количество этого белка стало в три раза больше. Специалисты остались довольны таким результатом, поскольку все предыдущие попытки вырастить печень человека в подопытных мышах приводили к содержанию альбумина в крови в минимальном количестве. Также анализ крови у мышей показал, что у мышей новая печень способна фильтровать кровь и очищать её от токсинов. После двух месяцев с начала эксперимента у мышей не выявили никаких признаков раковых образований, в то время как у другой подопытной группы мышей, которым были пересажены гепатоциты из клеток искусственного происхождения, были обнаружены многочисленных опухоли.

Ученые считают, для того, чтобы приспособить технологию к человеку, понадобится получить 200 млрд. клеток. Как сказали исследователи, 1 литр откаченного жира позволяет получить около миллиарда таких клеток, в организме клетки начнут активно размножаться, в результате их количество будет равняться 100 млрд., что является вполне достаточным для процесса восстановления печени. Такой метод позволяет успешно заменить трансплантацию донорского органа.

Сейчас ученые готовят технологию для применения на более крупных животных. Они предполагают, что к клиническим испытаниям можно будет подготовиться уже в ближайшие 2 – 3 года.

trusted-source[1], [2], [3], [4]