Семенная жидкость увеличивает вероятность зачатия

22 августа 2012, 09:13

В семенной жидкости найден белок, который влияет на женскую гормональную систему, увеличивая вероятность зачатия.

Сперма увеличивает вероятность зачатия

У большинства животных овуляция происходит по внутреннему расписанию - менструальному циклу. Яйцеклетка созревает независимо от сексуальной активности самки. То же самое происходит у человека, и это позволяет (за неимением более надёжных противозачаточных средств) так организовать собственную сексуальную жизнь, чтобы избежать беременности.

Но у некоторых животных (например, у кроликов и верблюдов) овуляцию можно ускорить сексуальным контактом. Довольно долго считалось, что сигналом тут служит физическая стимуляция половых путей самки во время спаривания. Однако в 1985 году была выдвинута гипотеза о том, что семенная жидкость сама по себе, безо всякой физической стимуляции может ускорять созревание яйцеклетки. Несколько лет назад исследователи из Университета Саскачевана (Канада) попробовали подтвердить эту теорию. Они вводили самкам ламы в заднюю ногу семенную жидкость самцов, и ламы действительно начинали овулировать.

После этого учёные потратили почти семь лет на то, чтобы найти в семени ключевую молекулу, которая так действует на гормональную систему самок. Они брали образцы спермы лам (которые, как ближайшие родственники верблюдов, овулируют по случаю полового акта) и быков (у чьих самок овуляция как будто не зависит от таких «внешних факторов»). Сперматозоиды отделяли, а оставшуюся жидкость фракционировали разнообразными способами, включая фильтрование, обработку теплом и расщепляющими ферментами. После каждой попытки обработанную семенную жидкость (точнее, то, что от неё осталось) вводили самкам, чтобы понять, разрушилась ключевая молекула или нет.

В итоге, как пишут исследователи в журнале PNAS, их ждал удивительный результат: вместо неизвестного белка в руках учёных оказался давно и хорошо известный фактор роста нервов (NGF). На самом деле NGF в бычьем семени обнаружили ещё в начале 1980-х. Но тогда никто не знал, что с этим странным фактом делать. Теперь же более или менее понятно, зачем в семенной жидкости содержится белок, необходимый для жизнедеятельности нейронов. По словам исследователей, им удалось обнаружить NGF в сперме самых разных видов: лошадей, кроликов, свиней, вплоть до человека. Причём семенная жидкость обладала межвидовым действием: с помощью семени жеребца можно было ускорить овуляцию у лам, а с помощью семени лам - овуляцию у мышей.

У некоторых животных (например, у коров, которые овулируют согласно внутреннему циклу) NGF овуляцию не ускорял. Зато в этом случае он влиял на скорость образования фолликулов яичника и стимулировал развитие и функционирование жёлтого тела - то есть всё равно влиял, пусть и не напрямую, на процессы менструального цикла.

Иными словами, семенная жидкость действительно может на уровне женской гормональной системы повышать вероятность зачатия. Правда, для этого фактору роста нервов нужно добраться до высших отделов нервной системы и провзаимодействовать с гипофизом и гипоталамусом, и исследователям ещё предстоит выяснить детали этого путешествия. Ну и самый интригующий вопрос, которым учёные собираются заняться в ближайшее время: как с этим обстоит дело у человека? Могут ли частые половые контакты перенастроить женскую половую систему на зачатие и не стоит ли теперь оценивать качество мужской спермы ещё и по такому показателю, как содержание в ней вот этого «нервного» белка?

Новейшие исследования по теме Семенная жидкость увеличивает вероятность зачатия

Врачи обнаружили немаловажный фактор, который заставит многих мужчин проводить меньше времени перед телевизионным экраном.

Естественный способ продолжения жизни, а именно секс – физиологический акт, при котором мужские сперматозоиды оплодотворяют женскую яйцеклетку, в скором времени заменит совершенно иная процедура, т.е. чтобы зачать малыша людям вовсе не придется...