Рак кишечника передается по наследству

, медицинский редактор
Последняя редакция: 20.11.2021

26 декабря 2012, 09:12

Рак толстого кишечника – одно из наиболее распространенных онкологических заболеваний. Считалось, что основной причиной его развития является неправильное питание, курение, чрезмерное увлечение жареным, а также употребление продуктов с низким содержанием клетчатки.

Однако британские учёные связывают рак толстой кишки не только с вышеперечисленными факторами. Специалисты из Института исследования рака и Оксфордского Университета обнаружили взаимосвязь между развитием рака кишечника и определёнными генетическими мутациями. По их мнению, именно данные мутации в генах имеют значительное влияние на риск развития злокачественных опухолей.

Результаты исследования учёных опубликованы в научном журнале «Nature Genetics».

Учёные обнаружили два гена, POLE и POLD1, которые передаются от родителей к детям – это повышает риск развития рака кишечника, а также данное обстоятельство является объяснением того, почему некоторые семьи относятся к группе повышенного риска.

Кстати, мутации в генах BRCA1 и BRCA2 – подобный пример. Именно эти видоизменённые гены повышают риск развития заболевания раком молочной железы у женщин.

Эксперты провели подробный анализ ДНК двадцати человек, в семейной истории которых рак кишечника диагностировали не раз.

Учёные выявили связь, аналогичную той, что наблюдается и в случае с раком молочной железы, одако решающая роль в этом случае досталась генам POLE и POLD1.

Среди 20 участников исследования, у которых были взяты биологические образцы и проведен подробный генетический анализ, некоторым уже поставили диагноз «рак кишечника», а у некоторых людей были родственники, которые на данный момент боролись с заболеванием.

Один из участников исследования, 28-летний Джо Вигенд, житель Хемпшира, услышал о своём диагнозе от специалистов, проводивших анализ. Теперь ему предстоит операция по удалению части кишки.

«В нашей семье о раке кишечника известно предостаточно. Моей бабушке по отцовской линии, её сестре, а также моему отцу диагностировали это заболевание. А у моих двоюродных братьев обнаружили не только опухоль кишечника, но и опухоль головного мозга, - рассказывает Джо. – Конечно, это всё неспроста, в нашей семье творится что-то неладное».

«Мутации генов POLE и POLD1 могут передаваться по наследству от родителей к детям. Несмотря на то, что встречаются эти генные видоизменения нечасто, у того, кто их, к несчастью, унаследовал, резко возрастает угроза развития рака толстого кишечника», - комментирует полученные результаты один из авторов исследования, профессор Ричард Хулстон.

Специалисты надеются, что полученные ими данные помогут людям, которые состоят в группе повышенного риска развития данного заболевания, а также тем семьям, где рак кишечника стал семейной болезнью. Для этого, говорят учёные, следует провести целенаправленный анализ, с помощью которого и будет ясно, есть ли в данных генах мутации.

Кроме того, мутации в гене POLD1 связывают с повышенной угрозой развития опухоли мозга и матки.

trusted-source[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10]