Психиатрические заболевания имеют общие генетические «корни»

04 марта 2013, 02:53

Шесть лет назад коллектив ученых-генетиков из девятнадцати разных стран начал масштабное генетико-психиатрическое исследование, направленное на изучение природы распространенных психиатрических заболеваний. Целью исследования было определение генетических особенностей, которые предполагают возникновение нервных расстройств и психоневрологических болезней. В процессе исследования медики выяснили, как генетические особенности человека могли влиять на появление у него психиатрических заболеваний.

В эксперименте приняли участие более 35 000 психически больных и более 28 000 здоровых взрослых людей. Авторы исследования утверждают, что на сегодняшний день это самое масштабное исследование, которое одновременно захватило и психиатрию, и генетику, и невропатологию: как по количеству людей, принимающих участие, так и по времени.

Несколько разных психиатрических заболеваний имеют одну генетическую особенность

Более семи лет назад учение столкнулись с одной из загадок, сопровождающих изучение психиатрических заболеваний: при идентичных генетических особенностях существует множество психиатрических болезней. Данный вывод, можно сказать, несколько обескуражил ученых. Еще ранее, при исследовании, к примеру, заболеваний близнецов, ученые были удивлены такими фактами, что при одинаковых генетических предпосылках близнецы страдали различными заболеваниями: один мог быть болен шизофренией, а второй в то же время биполярным расстройством. Давно известны семьи, в которых большая часть родственников оказывалась подверженной психиатрическим заболеваниям: члены семьи с одинаковыми генетическими мутациями страдали от разнообразных психиатрических недугов.

Изначально среди ученых было распространенным мнение о том, что такие случаи являются исключениями из правил и редкостью. Именно разногласия и споры специалистов привели к необходимости провести масштабное крупное исследование, которое помогло бы выяснить закономерности между генетическими особенностями человека и склонностью к психиатрическим болезням.

Итоги статистически правильного шестилетнего исследования показали, что несколько психиатрических заболеваний на самом деле имеют общие генетические «корни». Медики говорят именно о следующих заболеваниях: аутизм, депрессивно-маниакальный психоз или же биполярное расстройство, клиническая депрессия, шизофрения, клинический дефицит внимания и даже гиперактивность. Руководитель исследования говорит о том, что на данный момент науке известны не все возможные гены, и дальнейшее исследование может показать другие гены, которые окажутся общими для других психиатрических болезней.

С другой стороны, ученые утверждают, что далеко не все генетические мутации могут быть опасными для психического здоровья человека. Только некоторые участки ДНК во время мутации несут возможный риск того, что человек может оказаться подверженным психиатрическим недугам.

Медики считают, что данное исследование откроет новые горизонты для генетиков, которым после получения результатов эксперимента удастся более подробно изучить взаимодействие генов и болезней нервной системы и головного мозга. Кроме того, оптимистически настроенные исследователи говорят о возможной теперь генетической терапии, с помощью которой некоторые психиатрические заболевания можно будет предотвратить либо вылечить на генетическом уровне. С другой стороны, другие исследователи уверены, что генетика не способствует развитию заболевания, а лишь только создает «базовый уровень», который может оказаться благоприятной почвой для шизофрении, например.

Новейшие исследования по теме Психиатрические заболевания имеют общие генетические «корни»

Совсем недавно ученые говорили о возможности создать ребенка с ДНК от трех родителей (двух женщин и одного мужчины) и вот уже в журнале...

На данный момент ученым-генетикам удалось обнаружить уже шестнадцать генетических вариантов, определяющих человеческую продолжительность жизни.