Обонятельные нейроны не восстанавливаются, утверждают ученые

24 мая 2012, 22:10

В отличие от животных, нейрогенез у взрослого человека идёт не в той зоне мозга, которая поставляет новые нейроны в обонятельный тракт, а там и только там, где располагается командный центр памяти и обучения.

Человек рождается на свет с фиксированным набором обонятельных нейронов, как сообщают в журнале Neuron исследователи из Каролинского института (Швеция). Не так давно это заявление было бы образцом банальности, но с тех пор, как был открыт нейрогенез в зрелом мозге, считается, что обонятельные нейроны обновляются в течение всей жизни.

Обонятельные нейроны не восстанавливаются

По крайней мере именно так обстоят дела у всех млекопитающих - кроме, как теперь известно, человека.

Нейрогенез в зрелом мозге сосредоточен в двух зонах - в гиппокампе, отвечающем за обучение и память, и в субвентрикулярной зоне стенок мозговых желудочков. Исследования на животных показали, что нейроны, образующиеся в субвентрикулярной зоне, мигрируют к обонятельному тракту и встраиваются в обонятельную луковицу. У человека ясно подтверждалось только образование нейронов в гиппокампе, насчёт второго очага нейрогенеза данные были неопределёнными.

Учёные из Каролинского института попробовали проследить за появлением новых нейронов с помощью радиоуглеродного метода. По их данным, в обонятельном тракте сформировавшегося мозга человека может появиться предельно малое число новых нервных клеток - если они там вообще появляются. Чтобы заменить у нас всего 1% обонятельных нейронов, нужно прождать сто лет - в то время как у грызунов половина обонятельных нейронов обновляется за год.

Впрочем, сами авторы работы уточняют, что они могли видеть только те нейроны, которые встроились в обонятельные пути. То есть, в принципе, нейрогенез в субвентрикулярной зоне у человека может происходить, только нервные клетки направляются оттуда вовсе не в обонятельный тракт. Или же такие клетки вообще могут погибать сразу после появления на свет. Не исключено, что именно из-за выключенного (или неправильно работающего) нейрогенеза человек утратил способность чувствовать запахи столь же остро, как животные. И здесь, конечно, было бы очень любопытно повторить эти же эксперименты, но уже с профессиональными «нюхачами»: парфюмерами, поварами, виноторговцами, сомелье. Известно, например, что у грызунов новорождённые обонятельные клетки быстро отмирают, если животное не упражняется в обонянии, не чувствует новых запахов. Возможно, у нас дела обстоят точно так же и обновление обонятельных нейронов происходит у тех, кому они действительно нужны.

Новейшие исследования по теме Обонятельные нейроны не восстанавливаются, утверждают ученые

Специалисты утверждают, что взрослый человек, который утратил обоняние, имеет все шансы умереть скоропостижно.

Болевые ощущения, при которых человек ощущал некоторый запах, заставляет в будущем обонятельные нейроны реагировать на этот аромат более интенсивно.