Небольшая молекула улучшит процесс рубцевания тяжелых ран

27 июля 2015, 11:00

Любое повреждение на коже человека в процессе рубцевания проходит несколько стадий (воспаление, пролиферация, созревание и перестройка) и является довольно сложным процессом.

В ходе последних исследований шведских специалистов было установлено, что на определенных стадиях рубцевания ключевую роль играет молекула miR-132, которая регулирует экспрессию генов.

Результаты своей работы команда ученых опубликовала в одном из научных журналов.

Для медицины и общества большую проблему представляют хронические раны, т.е. тяжело поддающиеся лечению, долгое время не заживающие, которые поражают до 1% пациентов только в развитых странах. На сегодняшний день все лечебные и профилактические методы направлены на очищение раны от инфекции, что ускоряет процесс заживления.

Шведские эксперты предлагают использовать небольшую молекулу miR-132 для лечения тяжелых ран. В процессе своей работы ученые сосредоточили внимание на двух стадиях заживления – воспалительной и пролиферативной.

На воспалительной стадии иммунитет активизирует специальные клетки, которые «очищают» рану от инородных частиц, бактерий, вирусов, мертвых клеток и пр. На пролиферативной стадии кожные покровы разрастаются и рана понемногу затягивается. Именно переход от воспалительной к пролиферативной стадии относят к критическому состоянию, от этого зависит прогноз всего лечения.

Молекула miR-132 становится максимально активной на стадии воспаления и пролиферации. Учитывая результаты прошлых исследовательских работ, специалисты детально изучили группу молекул miRNAs (микроРНК), которые регулируют работу генов, отвечающих за синтез белков.

В ходе работы специалисты взяли на исследование кожу с краев раны и изучили экспрессию молекул в процессе заживления. В результате ученые заметили, что одна из молекул проявляет большую активность, молекула miR-132 сохраняла свою активность на протяжении всей стадии воспаления, а также на этапе роста эпителия (пролиферация).

На воспалительной стадии эта молекула снижала действие в ране иммунных клеток, ученые попытались понизить активность этой молекулы, что привело к активации иммунных клеток и увеличению воспалительного процесса в ране.

На стадии пролиферации молекула miR-132 усиливала рост клеток эпителиальной ткани, в то время как снижение активности молекулы сдерживало рост эпителия и значительно замедляло процесс затягивания раны.

По словам авторов исследовательского проекта, молекула miR-132 является незаменимой и крайне важной на этапе перехода от воспалительной стадии к пролиферации. Также она служит своеобразным регулятором рубцевания кожных покровов.

Такая способность miR-132 заинтересовала специалистов с терапевтической точки зрения, ученые предполагают, что усиление активности молекулы позволит лечить тяжелые поражения кожи и раны, которые длительное время не заживают.

Сейчас шведские ученые поставили перед собой цель разработать эффективное лечение, в основе которого будет микроРНК, что, по их мнению, позволит ускорить процесс затягивания раны.

Новейшие исследования по теме Небольшая молекула улучшит процесс рубцевания тяжелых ран

В клиниках Великобритании в скором времени появится новый вид перевязочного материала, который будет наделен уникальной способностью следить за тем, как заживает раневая поверхность.

ВОЗ разработала новую серию рекомендаций, который помогут сохранить жизнь пациентам после хирургических вмешательств, а также сократить расходы на содержание пациентов в стационаре и снизить угрожающие темпы распространения антибактериальной...