Найден ген, отвечающий за уровень интеллектуальных способностей человека

16 июля 2012, 12:52

Не так давно большая международная команда генетиков из Соединенных Штатов, стран Европы, а также Австралии разместила в одном из последних номеров журнала Nature Genetics статью о том, что два разных варианта одного и того же гена, влияющего напрямую на интеллектуальные способности человека, могут либо усиливать, либо ухудшать эти способности. Отличие между обоими вариантами заключается всего в одной кодирующей букве.

Три года назад несколько генетиков из США, Голландии и Австралии поняли, что данные, получаемые в только в одной лаборатории на основе томографического исследования мозга, нельзя считать достаточными для того, чтобы понимать природу интеллекта человека. Тогда было принято решение объединить усилия нескольких лабораторий, в результате на свет появился проект ENIGMA (Enhancing Neuro Imaging Genetics through Meta-Analysis), над которым сейчас работают около двух сотен ученых из десятков лабораторий, расположенных по всему миру.

Найден ген, отвечающий за уровень интеллектуальных способностей человека

Главная задача, которая стоит перед проектом ENIGMA, касается сбора в одну базу разных изображений мозга, предоставленных магнитно-резонансной томографией, и сопоставление этих снимков с ДНК и иной информацией о принимавших участие в экспериментах людях. Это должно позволить исследователям найти гены или их последовательности, ответственные за предрасположенность к психическим расстройствам или иным заболеваниям, связанным с интеллектуальной деятельностью человека.

Побочной целью проекта был поиск генов, определяющих умственные способности, а также размер мозга или его функциональных участков. Путем сравнения снимков мозга более чем 20 тысяч людей с результатами тестирования их IQ (был задействован так называемый IQ тест Айзенка) ученые выделили ген под названием HMGA2. Гены состоят из элементов-букв, которых насчитывается четыре варианта: A, C, T и G. Выяснилось, что если в гене HGMA2 на определенном его отрезке буква T замещена буквой С, то объем мозга скорее всего окажется выше, а его области, имеющие отношение к памяти и уровню интеллекта в целом, будут более развитыми.

По словам основателей проекта ENIGMA, теперь найдено неоспоримое доказательство влияния этого гена на мозг, а в будущем может появиться способ управления действием этого гена.

Новейшие исследования по теме Найден ген, отвечающий за уровень интеллектуальных способностей человека

Ум - самая дорогая вещь на свете. Не по деньгам, а в общей для всей биологии валюте - энергии. Как показало одно исследование, новорождённые тратят почти 90% полученных калорий на строительство и эксплуатацию мозга.

Человека всегда интересовало его будущее, состояние здоровья, а особенно его дата смерти.