Ученые идентифицировали клетки, отвечающие за сонливость и депрессию

, медицинский редактор
Последняя редакция: 16.10.2021

07 ноября 2011, 19:24

Ученым удалось идентифицировать особую группу клеток в гипоталамусе, которые активируются в ответ на свет и способны поддерживать головной мозг человека в бодром и активном состоянии. Эти клетки производят нейромедиатор гипокретин, дефицит которого приводит к хронической сонливости и депрессивным состояниям.

Цикл «сон-бодрствования» человека, который подчиняется восходу и заходу солнца, достаточно легко сбить искусственным освещением. Все знают, что очень трудно заснуть, если вокруг яркий свет, и как в темноте легко заснуть.

Ученые из Калифорнийского университета (Лос-Анджелес) обнаружили в головном мозгу группу клеток, функцией которых является различение света от тьмы.

Эти клетки представляют собой группу нейронов в гипоталамусе, которые регулируют сон и автономную нервную систему, а также управляют температурой тела, ощущением голода и жажды. Эти клетки продуцируют нейромедиатор гипокренин (орексин). Ранее в исследованиях было обнаружено, что дефицит гипокретина приводит к развитию нарколепсии и постоянной сонливости, повышает риск развития болезни Паркинсона.

Эксперимент, который заключался в изучении поведения мышей с выключенным синтезом гипокретина, проводили на мышах. Результаты исследования показали, что животные с неактивным геном гипокретина были не в состоянии выполнять задания на свету, но хорошо справлялись с ними в темноте.

Результаты исследования подталкивают ученых к выводу, что гипокретин является чем-то вроде энергетика: клетки гипоталамуса, общаясь между собой с помощью этого вещества, в ответ на свет способны поддерживать головной мозг в активном состоянии. Именно эти клетки являются причиной того, что нам трудно заснуть при ярком свету, а дефицит гипокретина приводит к постоянной сонливости и депрессии.

В перспективе ученые надеются на создание лекарства, которое смогло бы воздействовать на клетки, секретирующие гипокретин и бороться с сонливостью и депрессивными состояниями.

trusted-source[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8]