Медицинский эксперт статьи

Интернист, инфекционист

Испанские ученые успешно провели испытания вакцины против ВИЧ

, медицинский редактор
Последняя редакция: 20.11.2021

29 сентября 2011, 23:46

Вакцина против ВИЧ, разработанная испанскими учеными из Мадрида и Барселоны, может перевести ВИЧ-инфекцию в разряд хронических заболеваний, вроде герпеса, сообщает Journal of Virology.

Ученые обнародовали результаты первой фазы клинических испытаний вакцины МVА-B против вируса иммунодефицита. В исследовании приняло участие 30 человек, 24 из которых получили 3 дозы экспериментальной вакцины (в начале исследования, через 4 недели и 16 недель). 6 участников получали плацебо. Результаты исследований проверялись на 48 неделе эксперимента.

Наличие антител к ВИЧ было обнаружено у 72,7% участников. В целом, у 92,3% пациентов, которые получили вакцину, сформировался иммунитет к ВИЧ, а у 84,6% из них он сохранялся на протяжении 1 года.

Вакцина МVА-B против ВИЧ создана на основе модифицированного вируса натуральной оспы. В ДНК этого вируса включены гены вируса иммунодефицита человека Gag, Pol, Nef и Env, которые не способны к самовоспроизведению и поэтому безопасны для человека. Механизм действия вакцины заключается в встраивании генов ВИЧ в геном, запуская при этом выработку Т- и В-лимфоцитов. В-лимфоциты, в свою очередь, стимулируют выработку антител, которые атакуют ВИЧ, а Т-лимфоциты уничтожают уже инфицированные клетки.

Изначально, эффективность вакцины против ВИЧ была доказана в 2008 году, в результате исследований на мышах и макаках.

Вакцина МVА-В не уничтожает полностью вирус иммунодефицита человека, однако позволяет держать его под контролем. В случае, если вирус попадает в организм человека, иммунная система своевременно идентифицирует пораженные клетки и инактивирует ВИЧ.

Если вакцина успешно пройдет 2 и 3 фазы клинических исследований, то в скором будущем ВИЧ будет не страшнее герпеса.

Как ранее сообщалось, профессор Пинь Ван из Университета Южной Калифорнии (США) с коллегами создал вирус, который выслеживает ВИЧ-инфицированные клетки.

trusted-source[1], [2], [3], [4], [5], [6]