Ген Bach2 открывает новые возможности для лечения аллергии и аутоиммунных заболеваний

11 июня 2013, 09:00

Сенсационное открытие сделали ученые Национального института рака в США. Они нашли ген, переключающий Т-клетки воспалительного и противовоспалительного типа, а также воздействующий на работу иммунной системы.

Доказано, что именно обнаруженный ген влияет на возможность развития аллергических реакций и аутоиммунных болезней человека. Аллергические и аутоиммунные заболевания считают схожими из-за возникающих приблизительно одинаковых сбоях организма иммунного характера. Более точной картины между происходящими процессами ученые до конца не установили.

Ген, именуемый Bach2, давно привлекает внимание исследователей. Разнообразные генные вариации напрямую влияют на предрасположенность к сбоям в работе иммунной системы, что подтвердили тесты на лабораторных мышах.

Как утверждают специалисты, иммунный баланс зависит от слаженности функционирования иммунных клеток. Следует обратить внимание на Т-клетки, которые имеют мембранный рецептор CD4. Роль данных клеток состоит в активизации иммунного ответа определенной силы и продолжительности, а также регуляции реакции иммунной системы, чтобы предотвратить ее распространение на здоровые клетки. Проще говоря, Т-клетки руководят правильной работой иммунитета с выработкой антител против реальной угрозы организму и усмиряют процесс уничтожения «всего подряд» без разбора. Известно, что нападение на здоровые клетки нередко сопровождает ряд проявлений аллергического характера и аутоиммунных заболеваний.

Своеобразным «тумблером» между иммуноактивирущими и иммуноподавляющими процессами выступает Bach2. При отсутствии данного гена Т-клетки выступали бы лишь провокаторами воспаления без выполнения важной функции регулирования с целью подавления воспалительной реакции. Например, у испытуемых мышей при подавлении функций гена Bach2 наблюдались воспаления, и наступала неминуемая гибель от аутоиммунных расстройств за несколько месяцев. Когда работа гена возобновлялась, то функция регуляции Т-клеток восстанавливалась самостоятельно.

Ученые говорят об уникальности самого гена, приспособленного работать на границе между двух видов клеток, не входя в состав ни одной, ни другой группы. Свое название ген получил в честь Иоганна Себастьяна Баха. Виртуозное управление геном процессом полифонического реагирования иммунной системы напомнило авторам способность великого композитора блестяще управлять музыкальной полифонией.

На ген Bach2 медики возлагают огромные надежды, как в области лечения аллергий, так и аутоиммунных заболеваний. Но на этом изучение гена не закончено. Следующий этап исследования направлен на определение роли Bach2 в случаях раковых заболеваний. Как известно, опухолевые новообразования способны подавлять иммунные реакции против себя, активизацией Т-клеток регуляторного типа. Быть может, ученым удастся использовать обнаруженный ген Bach2 для регулирования иммунных процессов против опухолевых заболеваний.