Будущее эмбриона можно предсказать по характеру движения яйцеклетки

10 августа 2011, 19:04

Сразу после оплодотворения цитоплазма яйцеклетки приходит в движение, и по характеру и скорости пульсации цитоплазмы можно определить, будет ли зародыш жизнеспособным.

Учёные из Кембриджского университета (Великобритания) сообщают о том, что они знают, как предсказать будущее оплодотворённой яйцеклетки. Созданный ими метод позволяет оценить жизнеспособность зародыша, а основан он на наблюдении за мельчайшими движениями, которые происходят в яйцеклетке сразу после оплодотворения.

Вместе с земляками из Оксфорда исследователи выяснили, что сразу после оплодотворения цитоплазма яйцеклетки начинает ритмично пульсировать, на поверхности клетки при этом образуются и исчезают выпуклости и выпячивания. Такие движения продолжаются до четырёх часов, и связаны они с активацией актинового и миозинового цитоскелета. Изменения в структуре цитоскелета подчиняются колебаниям в концентрации ионов кальция, которые сопровождают процесс оплодотворения. Но, что более важно, по скорости и характеру таких движений можно предсказать, окажется ли эмбрион нормальным и жизнеспособным или его развитие будет происходить с аномалиями и отклонениями.

Результаты экспериментов исследователи опубликовали в журнале Nature Communications.

Полученные результаты могут быть чрезвычайно важны для экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), когда слияние половых клеток происходит «в пробирке» и под присмотром врача, а уже оплодотворённая яйцеклетка имплантируется будущей матери. Процесс этот завершается не всегда успешно, и врачи иногда имплантируют несколько оплодотворённых яйцеклеток, а за самочувствием эмбриона следят, «отщипывая» и анализируя клетки развивающегося зародыша. Но несколько оплодотворённых яйцеклеток могут прижиться все разом, а это не всегда безопасно. Точно так же довольно трудно и рискованно следить за самочувствием эмбриона с помощью микробиопсии. Это не говоря уже о том, что процедура экстракорпорального оплодотворения весьма недёшева, и не все могут позволить себе использовать её несколько раз подряд. Поэтому метод, который даёт возможность оценить будущее яйцеклетки сразу после оплодотворения и до имплантации в матку, может сильно облегчить жизнь как бездетным парам, так и специалистам, занимающимся ЭКО.

Впрочем, некоторые учёные предостерегают от излишнего оптимизма в связи с полученными результатами. Исследования проводились на яйцеклетках лабораторных мышей, а человеческая яйцеклетка может вести себя куда сложнее и не столь предсказуемо, как у генетически однородных лабораторных животных. Так это или нет, покажут будущие эксперименты; группа уже приступила к проверке своих данных на клетках человека.

Новейшие исследования по теме Будущее эмбриона можно предсказать по характеру движения яйцеклетки

Малыши, которые родились у женщин с недостатком витамина B12, обладают повышенной склонностью к развитию сахарного диабета второго типа, а также других заболеваний обмена веществ. Такие выводы были получены английскими учеными после...

Канадские ученые обследовали почти 200 тысяч беременных женщин, которым в силу обстоятельств довелось лечиться антибиотиками: макролидами, тетрациклинами, фторхинолонами, сульфаниламидными препаратами и метронидазолом.