Будущее эмбриона можно предсказать по характеру движения яйцеклетки

10 августа 2011, 19:04

Сразу после оплодотворения цитоплазма яйцеклетки приходит в движение, и по характеру и скорости пульсации цитоплазмы можно определить, будет ли зародыш жизнеспособным.

Учёные из Кембриджского университета (Великобритания) сообщают о том, что они знают, как предсказать будущее оплодотворённой яйцеклетки. Созданный ими метод позволяет оценить жизнеспособность зародыша, а основан он на наблюдении за мельчайшими движениями, которые происходят в яйцеклетке сразу после оплодотворения.

Вместе с земляками из Оксфорда исследователи выяснили, что сразу после оплодотворения цитоплазма яйцеклетки начинает ритмично пульсировать, на поверхности клетки при этом образуются и исчезают выпуклости и выпячивания. Такие движения продолжаются до четырёх часов, и связаны они с активацией актинового и миозинового цитоскелета. Изменения в структуре цитоскелета подчиняются колебаниям в концентрации ионов кальция, которые сопровождают процесс оплодотворения. Но, что более важно, по скорости и характеру таких движений можно предсказать, окажется ли эмбрион нормальным и жизнеспособным или его развитие будет происходить с аномалиями и отклонениями.

Результаты экспериментов исследователи опубликовали в журнале Nature Communications.

Полученные результаты могут быть чрезвычайно важны для экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), когда слияние половых клеток происходит «в пробирке» и под присмотром врача, а уже оплодотворённая яйцеклетка имплантируется будущей матери. Процесс этот завершается не всегда успешно, и врачи иногда имплантируют несколько оплодотворённых яйцеклеток, а за самочувствием эмбриона следят, «отщипывая» и анализируя клетки развивающегося зародыша. Но несколько оплодотворённых яйцеклеток могут прижиться все разом, а это не всегда безопасно. Точно так же довольно трудно и рискованно следить за самочувствием эмбриона с помощью микробиопсии. Это не говоря уже о том, что процедура экстракорпорального оплодотворения весьма недёшева, и не все могут позволить себе использовать её несколько раз подряд. Поэтому метод, который даёт возможность оценить будущее яйцеклетки сразу после оплодотворения и до имплантации в матку, может сильно облегчить жизнь как бездетным парам, так и специалистам, занимающимся ЭКО.

Впрочем, некоторые учёные предостерегают от излишнего оптимизма в связи с полученными результатами. Исследования проводились на яйцеклетках лабораторных мышей, а человеческая яйцеклетка может вести себя куда сложнее и не столь предсказуемо, как у генетически однородных лабораторных животных. Так это или нет, покажут будущие эксперименты; группа уже приступила к проверке своих данных на клетках человека.

Новейшие исследования по теме Будущее эмбриона можно предсказать по характеру движения яйцеклетки

Команда специалистов из Калифорнии уверена, что развитие плода внутри утробы матери можно приостанавливать без негативных последствий как для женщины, так и для будущего ребенка.

Страны Европейского Союза намерены разработать законы, запрещающие дородовой выбор пола ребенка. Дебаты на эту тему развернулись в Страсбурге во время сессии ПАСЕ.