Бактерии, устойчивые к антибиотикам, размножаются быстрее

01 августа 2011, 21:49

Последовательное внедрение в бактериальный геном генов устойчивости к антибиотикам стимулирует скорость размножения бактерии.

Приобретение устойчивости сводится к появлению нужной мутации в бактериальной хромосоме или вообще целого гена, который можно получить, к примеру, от другой бактериальной клетки. Внехромосомные наследственные элементы (плазмиды) - обычная "валюта" у бактерий: эти маленькие кольцевые молекулы ДНК, несущие всего несколько генов, легко проникают в бактериальную клетку.

Но крупные вмешательства в геном не проходят бесследно. Обычная цена, которую при этом платят бактерии, - снижение скорости деления: колония начинает расти медленнее, даже если новоприобретенный ген спасает ее от антибиотика. Вторжение в геном затрагивает самые разные аспекты жизнедеятельности, влияет на взаимодействие, что и отражается на скорости размножения.

Но, как оказалось, все может быть и наоборот. В статье, опубликованной в сетевом журнале PLoS Genetics, микробиологи из Института Гюльбенкяна (Португалия) сообщают о том, что мутации, приводящие к устойчивости против антибиотиков, способны не замедлять, а подстегивать деление бактерий.

Эксперименты ставились на обычной кишечной палочке Escherichia coli. Если бактерия, в которой уже находилась плазмида с геном устойчивости, получала еще и "устойчивую" мутацию в хромосому, то скорость размножения такого штамма возрастала на 10%. Если же события происходили наоборот, то есть сначала в хромосому вводили мутацию, а затем добавляли еще один ген с помощью плазмиды, то скорость размножения возрастала втрое.

Почему двойная перетряска генома не только не снижает скорость деления кишечной палочки, но и ускоряет ее размножение, предстоит выяснить. Тем не менее полученные данные позволят более корректно оценивать угрозу, которую несет с собой "привыкание" бактерий к антибиотикам, и выработать более грамотные способы борьбы с инфекционными заболеваниями.

Новейшие исследования по теме Бактерии, устойчивые к антибиотикам, размножаются быстрее
Вспышка кишечной инфекции в ряде стран Европы, жертвами которой уже стали 17 человек, вызвана новым штаммом. Об этом сообщили во Всемирной организации здравоохранения.
Опасный штамм кишечной палочки, от которого в Европе умерли уже 18 человек, выявлен у семи пациентов в Великобритании, передает в четверг агентство Ассошиэйтед Пресс со ссылкой на британское Агентство защиты здоровья.