29 февраля 2012, 18:52

Открытие двух ученых из университета Симона Фрейзера указывает, что малоизвестные бактерии станут важным новым инструментом в разработке вакцины против вируса иммунодефицита человека (ВИЧ).

Пантофлет и и старший научный сотрудник лаборатории Кейт АюЙенг, совместно с итальянскими учеными изучали бактерию Rhizobium radiobacter. Этот микроорганизм вызывает образование прикорневых опухолей у растений и безопасен для человека.

Оказалось, что на поверхности этой бактерии находятся молекулы липоолигосахарида, которые по своей структуре полностью совпадают со структурой молекул на оболочке вируса иммунодефицита. Она покрывает оболочечный гликопротеин gp120, защищая вирус от антител, вырабатываемых клетками иммунной системы.

Это сходство дает возможность ученым разработать профилактические вакцины против ВИЧ.

Вирус иммунодефицита использует молекулы сахара в качестве маскировки, пока происходит размножение вируса. Когда же иммунитет обнаруживает его, ВИЧ успевает создать несколько подвидов, обманывая организм.

По словам автора исследования, бактериальный липоолигосахарид можно использовать для создания эффективной вакцины от ВИЧ-инфекции. Для этого необходимо соединить молекулу с белком, который после введения в организм будет стимулировать выработку специфичных антител. Такие антитела смогут распознать и атаковать вирус иммунодефицита при заражении.

Данный вид бактерий стимулирует рост опухоли на корнях бобовых растений. Для того чтобы создать вакцину против ВИЧ, ученым необходимо найти белки, с которыми будет взаимодействовать молекула липоолигосахарида. Именно белок направляет иммунную систему на молекулы, расположенные на поверхности различных клеток. Такие антитела будут распознавать молекулы ВИЧ, поскольку они напоминают поверхностные молекулы Rhizobium radiobacter.

Авторы работы отмечают, что ранее эта технология была использована при разработке препаратов для вакцинации против менингита и бактериальной пневмонии. По словам ученых, если им удастся получить грант на дальнейшие исследования, опытные образцы вакцины от ВИЧ будут созданы в течение двух лет.

Новейшие исследования по теме Бактерии, паразитирующие на растениях, могут помочь в разработке вакцины потив ВИЧ

Ранее было известно, что вирус ВИЧ может скрываться внутри иммунных кровяных клеток. Однако недавно этот вирус был обнаружен и в макрофагах, откуда «изгнать» его достаточно сложно.

В честь Всемирного дня борьбы со СПИДом ВОЗ издала новые рекомендации по самовыявлению ВИЧ.